Временное пребывание и временное проживание: отличие в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Временное пребывание и временное проживание: отличие в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Временно проживающие иностранные граждане — это лица, имеющие РВП, оформленное в установленном порядке, предоставляющее возможность проживать на территории РФ. Срок, на который иностранцы получают РВП, равняется 3 годам, после чего им необходимо получить вид на жительство (ВНЖ), поскольку такое разрешение не продлевается. Этот факт коренным образом отличает этот статус иностранного лица от двух остальных, поскольку срок действия миграционной карты продлевается неоднократно, а вид на жительство (ВНЖ) не имеет такого срока (исключение составляют высококвалифицированные работники, чей срок ВНЖ равняется сроку действия разрешения на работу). В целях идентификации иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, имеют отметку в документе, удостоверяющем личность, о том, что им предоставлено такое право. Если такого документа нет, РВП оформляется отдельно.

Для чего правильно квалифицировать статус иностранных граждан?

От того, насколько верно работодатель определит статус иностранного работника, зависит перечень его обязанностей по представлению отчетности, расчету страховых отчислений, уведомлению контролирующих ведомств. Различия по страховым взносам приведены в таблице:

Категория иностранных сотрудников

Размер страховых взносов

Представители стран-членов ЕАЭС, а также постоянно и временно проживающие в РФ иностранцы, не являющиеся высококвалифицированными специалистами
  • ПФР — 22% до 1 150 000 руб., свыше — 10%;
  • ОСС — 2,9% до 865 000 руб., свыше — 0%;
  • ОМС — 5,1%
Сотрудники, временно пребывающие в РФ, не являющиеся высококвалифицированными специалистами
  • ПФР — 22% до 1 150 000 руб., свыше — 10%;
  • ОСС — 1,8% до 865 000 руб., свыше — 0%;
  • ОМС — 0%
Высококвалифицированные специалисты
  • ПФР — 22% до 1 150 000 руб., свыше — 10%;
  • ОСС — 2,9% до 865 000 руб., свыше — 0%;
  • МС — 0%

Начисление страховых взносов на выплаты временно пребывающим в РФ иностранным работникам

Временно пребывающим признается лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

На выплаты таким работникам (за исключением высококвалифицированных специалистов) следует начислять:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев – в общем порядке и по тем тарифам, что и взносы на выплаты работникам, являющимся гражданами РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ);

  • взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности – в общем порядке (в отношении выплат, не превышающих предельную величину базы для начисления взносов). При этом применяется специальный тариф в размере 1,8% (при условии, что у работодателя нет права на применение пониженного тарифа) (пп. 1 п. 1 ст. 420, п. 3 ст. 421, пп. 15 п. 1 ст. 422, ст. 425, 427 НК РФ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ);

  • взносы на страхование от несчастных случаев – по тем же тарифам, что и взносы на выплаты работникам, являющимся гражданами РФ (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

К сведению: на выплаты временно пребывающему в РФ работнику взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются, так как ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ эта категория иностранных граждан не отнесена к застрахованным лицам.

Выплаты гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении, временно пребывающим на территории РФ (не высококвалифицированным специалистам), облагаются страховыми взносами:

  • на обязательное пенсионное страхование;

  • на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

  • на медицинское страхование;

  • на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В настоящее время Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения являются государствами – членами Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор о ЕАЭС). Пунктом 3 ст. 98 разд. XXVI Договора о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся из государств – участников договора и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и социальное обеспечение граждан государства трудоустройства. При этом обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для целей применения разд. XXVI Договора о ЕАЭС относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 разд. XXVI Договора о ЕАЭС).

Гражданам Республики Беларусь, прибывающим в РФ, миграционные карты не выдаются (ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства»). Поэтому формально их статус не совсем соответствует статусу временно пребывающих в РФ иностранцев. Однако, если у гражданина Республики Беларусь отсутствуют и вид на жительство, и разрешение на временное проживание в РФ, его можно отнести к временно пребывающим в РФ иностранным гражданам.

Статусы иностранных граждан

В соответствии со ст. 2 Федерального закона ФЗ-115 от 25.07.2002, определяющего права и обязанности иностранцев в РФ, существует всего три статуса иностранных граждан в России: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание:

Больше всего прав получает обладатель вида на жительство. Постоянно проживающие иностранцы свободно передвигаются по России и работают в любом субъекте РФ по выбору. Фактически его положение ничем не отличается от гражданина РФ (помимо участия в управлении государством).

У двух других статусов есть существенные ограничения по возможности трудоустройства и ведения бизнеса. По действующему законодательству постоянно и временно проживающие имеют более весомые основания для нахождения в России — соответственно вид на жительство (ВНЖ) и разрешение (РВП). ВНЖ и РВП позволяют законно жить и трудиться в России (ВНЖ дается на 5 лет и продлевается, РВП не продлевается). РВП дает право на получение ВНЖ. По визе или миграционной карте трудиться допускается только на основании отдельного разрешения и в пределах определенного срока.

Каких иностранцев называют временно пребывающим

Временно пребывающими называют лиц, законно присутствующих на территории РФ и имеющих миграционную карту, но не имеющих вида на жительство (ВНЖ) либо разрешения на временное проживание (РВП) — это следует из ст. 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Время пребывания такого иностранца ограничивается сроком оформленной ему визы, в безвизовом порядке — не больше 90 дней, при этом в некоторых случаях сроки могут быть длиннее.

Иначе говоря, временное пребывание — это первый этап в процедуре получения иностранцем ВНЖ.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Смотрите готовое решение о том, как принять на работу иностранца.

Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов

Иностранцы — лица, не являющиеся гражданами РФ, но либо имеющие подтверждение наличия гражданства другого государства, либо не способные такое гражданство подтвердить.

Находиться в РФ они могут по трем основаниям (п. 1 ст. 2 закона «О правовом положении иностранных…» от 25.07.2002 № 115-ФЗ):

Подробнее об этих основаниях читайте в нашем материале.

Заниматься трудовой деятельностью иностранцы могут:

Для временного осуществления деятельности иностранцу требуется наличие разрешения на работу (если он прибыл по визе) или патента (если виза не требуется). Срок временного пребывания в России будет определять срок действия соответствующего документа. Этот срок может продлеваться.

Не делает исключений в части обязательности страхования и, соответственно, в отношении начисления страховых взносов с иностранцев в 2020–2021 годах:

1. Ни п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, устанавливающий необходимость обязательного пенсионного страхования (ОПС) для всех лиц, работающих как по договорам (трудовому или ГПХ), так и в качестве ИП, кроме временно находящихся в РФ высококвалифицированных специалистов.

2. Ни п. 1 ст. 2 закона «Об обязательном социальном…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, обязывающий к осуществлению обязательного соцстрахования (ОСС) по нетрудоспособности и материнству физлиц, работающих по трудовым договорам, кроме временно находящихся в РФ иностранных специалистов высокой квалификации. Но ИП (соответственно, и иностранцев) этот закон освобождает от ОСС (п. 3 ст. 2).

3. Ни ст. 10 закона «Об обязательном медицинском…» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, определяющая необходимость оформления обязательного медстрахования (ОМС) для лиц, работающих по договорам (трудовому или ГПХ) или являющихся ИП, но не относящихся к иностранным специалистам высокой квалификации или к временно пребывающим в РФ иностранцам.

4. Ни закон «Об обязательном социальном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (п. 2 ст. 5), распространяющий обязанность начисления работодателями взносов на травматизм и на доходы иностранцев. Эти взносы будут начисляться в любом случае независимо от статуса иностранца, работающего в РФ.

То есть страховые взносы на выплаты иностранцам должны начисляться. Но у этих начислений есть свои нюансы, зависящие от категории плательщика взносов, основания пребывания иностранца в России и квалификации иностранного специалиста.

За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.

Например:

  • ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
  • практической отмены банковской тайны в российских банках;
  • контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
  • постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
  • участия граждан РФ в иностранных организациях;
  • налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
  • иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.

При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.

Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.

В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.

Гражданство и международное право

Гражданство определяется как устойчивая правовая связь физического лица с государством. Более полно данный институт определен в законодательстве Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», действующему в редакции от 1 октября 2008 г., «гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей» (ст. 3). Гражданство возникает с момента рождения человека, сохраняется в течение всей его жизни и прекращается со смертью.

В гражданстве взаимными правами и обязанностями обладают как гражданин, так и государство. Гражданин независимо от того, где он находится (в пределах или вне пределов территории данного государства), пользуется правами и несет обязанности по отношению к своему государству. На основании ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства РФ. В соответствии со ст. 59 Конституции РФ 1993 г. защита Отечества является обязанностью гражданина РФ, и он несет военную службу, а по ст. 61 Конституции Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

В теории права институт гражданства характеризуется в двух аспектах. Во-первых, гражданство представляет собой субъективное право (включающее в себя ряд правомочий: право гражданина свободно покидать и возвращаться на территорию своего государства; право обладать всем объемом прав и свобод, предусмотренных законодательством государства; право занимать любую государственную должность и т.д.).

Во-вторых, гражданство – это правовой институт, образующий комплекс правовых норм, регулирующих отношения, которые возникают на основе правовой связи индивида и государства. Если осуществление государством юрисдикции традиционно ограничивалось в основном лицами, имуществом и действиями на его территории и только в исключительных случаях распространялось на граждан, выезжавших за границу, то на текущий момент реализация суверенного права или полномочия какого-либо государства за пределами его территории в отношении лиц становится все более распространенным явлением. Она обусловлена увеличением числа лиц, выезжающих за границу, глобализацией мировой экономики, ростом масштабов транснациональной преступности, нелегальной миграции и другими факторами.

Режим нелегальных мигрантов

Как указывалось ранее (см. § 1 данной главы), нелегальные мигранты не могут пользоваться правами и свободами на территории стран их незаконного пребывания. Эти страны высылают нелегальных мигрантов со своей территории, а также пытаются предотвратить попытки проникновения таких лиц на свою территорию. В договорной практике европейских государств имеют место соглашения о контроле над границами и обращении с незаконно прибывшими лицами, предусматривающие ответственность сторон за незаконный въезд или пребывание собственных граждан на территории другой договаривающейся стороны. Распространение подобных обязательств на граждан третьих стран и лиц без гражданства связано с 80-ми гг. прошлого столетия, которые были отмечены массовым незаконным притоком иностранцев в Европу. Первоначальные члены Шенгенских соглашений (шесть государств) подписали договор с Польшей. Европейский Союз заключил два соглашения об обратном приеме (реадмиссии) с Гонконгом и Шри-Ланкой. Российская Федерация заключила первое соглашение об обратном приеме с Литвой 12 мая 2003 г. (вступило в силу 20 августа 2003 г). В 2005 г. Россия была вынуждена вновь заключить такое соглашение с Европейским Союзом.

Основу такого рода соглашений составляют взаимные обязательства сторон принять обратно своих граждан, граждан третьих стран и лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований, если данные лица прибыли с территории этой договаривающейся стороны.

Соглашение между Россией и Литвой о реадмиссии распространяется на две категории лиц: 1) граждан названных государств; 2) граждан третьих стран. Общим условием приема обратно для этих двух категорий лиц является въезд или пребывание на территории запрашивающей стороны с нарушением законодательства этой страны по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

Первая категория лиц подлежит выдаче, если будет доказано, что они являются гражданами запрашиваемой о приеме стороны, либо утратили гражданство после въезда и не приобрели иного, либо в отношении данных лиц не принято решение о предоставлении гражданства.

Российские граждане подлежат обратному приему независимо от того, откуда они прибыли на территорию Литвы.

Для обратного приема лиц второй категории (граждане третьих государств) необходимо соблюдение иных условий. Должны быть доказаны: а) факт въезда непосредственно с территории запрашиваемого государства; б) законность оснований для пребывания в запрашиваемом государстве. Исключение составляют лица: 1) имевшие на момент въезда или приобретшие после действительный вид на жительство; 2) являющиеся гражданами государств, имеющих общую границу с запрашивающим государством (для Литвы это Белоруссия и Польша); 3) находившиеся в транзитной зоне международного аэропорта запрашиваемой стороны.

В соответствии с договорами об обратном приеме должны быть созданы технические возможности для управления процедурой и операциями по перемещению нелегальных мигрантов, а также установлены правила возмещения затрат, защиты данных и т.д.

Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев

Понятие «беженец» вошло в международное право с Первой мировой войны. Оно было выработано на Конференции по проблемам русских и армянских беженцев, проходившей в Женеве в 1926 г. В соответствии с определением, зафиксированным в принятом Конференцией Соглашении о выдаче удостоверений личности указанным выше беженцам, таковыми признавались лица соответствующего происхождения, которые более не пользовались защитой своего правительства и не приобрели другого гражданства. В других международных соглашениях, принятых в 20–30-х гг. XX в., для установления статуса беженца содержались аналогичные критерии.

20 августа 1948 г. была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ), в Уставе которой были использованы положения всех предыдущих международных соглашений при определении категории лиц, которым МОБ оказывала помощь. Деятельность этой организации оказалась подверженной политическому влиянию.

В 1951 г. МОБ была заменена Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).

В данное время одновременно действуют три универсальных международно-правовых акта, регулирующих статус беженцев. К этим актам относятся Устав УВКБ ООН, Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г.

Согласно определениям этих ключевых международных соглашений для признания беженцем лицо должно соответствовать трем следующим критериям: а) находиться за пределами страны своего происхождения или гражданства; б) испытывать вполне обоснованные опасения преследования; в) эти опасения должны основываться на одном из следующих признаков: расы, религии, гражданства, принадлежности к какой-либо определенной социальной группе или на политических убеждениях.

Различают две категории беженцев: а) «мандатные беженцы» – лица, которые рассматриваются УВКБ ООН таковыми на основе положений Устава управления и подпадают только под его защиту; б) «конвенционные беженцы» – лица, за которыми признан статус беженцев государством убежища, являющимся участником Конвенции 1951 г. или Протокола 1967 г. С точки зрения эффективной защиты прав вынужденных мигрантов категория «мандатные беженцы» менее благоприятна, нежели категория беженцев, признаваемых таковыми Конвенцией о статусе беженцев 1951 г.

Собственно Конвенция 1951 г. первоначально содержала два ограничения: а) временное – право считаться беженцем не распространялось на лиц, ставших таковыми в результате событий, произошедших после 1 января 1951 г.; б) географическое – упомянутые события означают события, произошедшие только в Европе. Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г. снял упомянутые ранее временное и географическое ограничения Конвенции 1951 г. Протокол является самостоятельным международно-правовым актом, к которому любое государство может присоединиться, не являясь участником Конвенции 1951 г. Государство – участник Протокола берет на себя обязательство применять положения Конвенции 1951 г. в отношении беженцев, подпадающих под ее определение, однако без ограничений во времени и пространстве.

Из-под действия Конвенции и Протокола изъяты палестинские беженцы, они рассматриваются в качестве отдельной категории, и помощь в отношении их обеспечивается через Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ, учрежденное ООН в 1949 г.

Что касается региональных аспектов правового регулирования по делам беженцев, отметим прежде всего немаловажный фактор помощи беженцам со стороны Европейского Союза. Под его эгидой и на основе Конвенции 1951 г. страны Европы заключили в 1990 г. два соглашения: Дублинскую и Шенгенскую конвенции. Их цели: определить, какое государство-участник отвечает за принятие решений по ходатайству об убежище, поданному тем или иным лицом на территории действия конвенций; при необходимости обеспечить обратный прием (реадмиссию) такого лица и обмен информацией; подтвердить ответственность государства за удаление заявителей, ходатайства которых отклонены на территории Европейского Союза либо в зоне действия Шенгенской конвенции.

В Африке в 1969 г. была принята специальная Конвенция, учитывающая региональные особенности проблем этой категории лиц.

С учетом определений Конвенции 1951 г. африканская Конвенция определяет беженца как «любое лицо, которое вынуждено покинуть страну своего происхождения «в результате внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок в какой-либо части или на всей территории его страны происхождения или гражданства»». В рамках продолжающейся реформы африканской региональной системы безопасности (Организация африканского единства в 2001 г. была заменена Африканским союзом) поставлена задача адаптировать Конвенцию о беженцах 1969 г. к изменившейся ситуации в данной сфере. В частности, требуется четкое разграничение между вооруженными элементами и беженцами из числа мирного населения.

24 сентября 1993 г. государствами СНГ было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашение определяет беженца как «лицо, которое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами» (ст. 1). Вынужденным переселенцем данное Соглашение признает лицо, которое, являясь гражданином стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой стороны по тем же причинам, что и лицо, признаваемое беженцем (ст. 2).

Из этого следует, что Соглашение СНГ 1993 г. придало понятию «вынужденный переселенец» международно-правовой характер.

В Законе РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» и в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» с внесенными в них в последующем изменениями и дополнениями закреплены определения беженца и вынужденного переселенца, аналогичные содержащимся в Конвенции 1951 г. и в Соглашении СНГ 1993 г. В законах определен порядок обращения с ходатайством о признании лиц беженцами и вынужденными переселенцами и предусмотрено оказание материальной поддержки, а также содействие им в приеме и обустройстве.

Права и обязанности беженцев, относящиеся к режиму их пребывания в стране убежища, определяются нормами международного обычного и договорного права. В основном они нашли закрепление в Конвенции 1951 г. и Протоколе 1967 г. Положения этих международно-правовых актов определяют так называемые минимальные стандарты правового статуса беженцев. По ст. 7 Конвенции 1951 г. государства-участники обязуются предоставить беженцам правовой режим, которым пользуются иностранцы на их территориях, кроме случаев, когда беженцам предоставляется более благоприятный правовой режим. Государства-участники вправе самостоятельно (или на основе взаимности) расширять объем прав и обязанностей беженцев. Такое расширение осуществляется, как правило, либо на основе специальных соглашений, либо в соответствии с национальным законодательством.

Получить ВНЖ можно не только через брак, учебу или работу

Вид на жительство можно получить разными способами. Самые распространенные — брак, учеба и работа. Почти в каждой стране действуют особые условия для инвесторов, бизнесменов, ученых и высококлассных специалистов.

В особых случаях власти могут дать ВНЖ за конкретные заслуги, например за оказание важной помощи полиции в розыске опасных преступников.
Рассмотрим популярные способы получить вид на жительство:

🏠 Купить недвижимость. Подобные программы действуют в нескольких странах Европы, минимальные вложения — от 250 000 €.

💰 Инвестировать в экономику. Официально это можно сделать в любой стране Европы, но только некоторые из них активно привлекают инвесторов льготными условиями ВНЖ.

👷‍♂ Открыть бизнес и создать рабочие места. Все страны Европы выступают с такими заявлениями, но получить ВНЖ при этом можно не везде.

👰 Создать семью с гражданином страны. Распространенный вариант, который часто используют мошенники, предлагая заключить фиктивный брак. Рассказываем об этом подробно в статье о гражданстве в Европе.

🧑‍💻 Заключить трудовой контракт. Простой и надежный вариант, если европейские работодатели заинтересованы в специалисте.

👨‍👩‍👧‍👦 Воссоединиться с семьей. Подойдет, если родственник — муж, ребенок или мама — уже получил вид на жительство. Придется доказать финансовую зависимость или достаточный уровень дохода.

🧑‍🎓 Поступить в вуз. Это позволит получить статус ВНЖ на 4—5 лет. Чтобы остаться в стране после выпуска, потребуется быстро найти работу и заключить трудовой контракт.

💼 Вести официальную деятельность. Способ относится к дипломатам, представителям международных организаций, членам делегаций.

👩‍🔬 Заниматься наукой. Потребуется контракт с организацией, которая заказала научное исследование.

🩺 Приехать на лечение. Подходит, если требуется длительное лечение. Как правило, выдается на 1—2 года и обычно не продлевается.

🦸 Доказать ценность. ВНЖ можно получить за особые заслуги перед государством или волонтерскую деятельность.

В обзоре «Вид на жительство в Европе» рассказываем о других способах получить ВНЖ в разных странах. В нем представлено более 40 стран и мы постоянно следим за изменениями.

Виды иностранных граждан (классификация).

Выделение различных групп иностранных граждан способствует более четкому определению объема их прав и свобод.

По причинам пребывания в стране выделяют:

1. Временно пребывающих в РФ. Это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок их пребывания в РФ определяется сроком действия выданной визы, либо не может превышать 90 суток для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, либо определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы. Временно пребывающие в РФ пользуются правами и исполняют обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Кроме того, они должны в установленном порядке уведомить органы ФМС о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания.

Разница между местом жительства и пребывания человека

Постоянное проживание не означает обязательно длительное проживание. Важно, чтобы в силу сложившихся условий гражданин обосновался в данном месте. Например, молодой специалист, приехавший по окончании вуза на работу в определенный населенный пункт, имеет со дня поселения местом жительства этот населенный пункт, а не город, где он учился или где живут его родители.

Таким образом, любой гражданин РФ может находиться на территории РФ без каких-либо разрешений на это. И регистрация по адресу жительства или пребывания тут вообще ни при чем. Может, я только вчера приехала. Или даже два месяца назад. Докажите, что это не так.

Каждому гражданину стоит знать, в чем заключается разница между регистрацией по месту жительства и по месту пребывания. Потому как данные процедуры имеют очевидные отличия и требуются в разных ситуациях.

У любого гражданина Российской Федерации должна быть постоянная регистрация, и она впервые осуществляется ещё в младенческом возрасте. При этом по месту пребывания люди встают на учёт уже при необходимости, то есть, когда им надолго приходится уезжать в другой город.

Оба варианта требуют обращения в миграционный орган и предоставления конкретных документов. Но прежде чем вставать на учёт, необходимо чётко понимать, чем временная прописка отличается от постоянной.

Российское законодательство

Особое место в правовом регулировании медицинского обеспечения иностранцев в РФ занимает Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ), ст. 4 которого наряду с Конституцией РФ закрепляет положение о равенстве прав граждан РФ и иностранцев. Согласно закону иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Не менее важный документ — Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья), согласно ч. 3 ст. 19 которого право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории РФ, устанавливается законодательством РФ и соответствующими международными договорами РФ. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон об ОМС) относит к застрахованным постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан. Перечень иностранных граждан, имеющих право на получение медицинской помощи в рамках ОМС, приведен в ст. 10 Закона. Иностранные граждане, относящиеся к застрахованным лицам, в соответствии с этим законом имеют право на получение медицинской помощи в рамках ОМС наравне с гражданами России.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» иностранные граждане имеют право на получение противотуберкулезной помощи в соответствии с этим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статья 10 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусматривает, что дипломатические представительства (консульские учреждения) России выдают российскую визу на въезд иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в РФ на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из страны в порядке, установленном законодательством. Следует учитывать, что разрешения на временное проживание или виды на жительство в РФ аннулируются в случае выявления у иностранных граждан и лиц без гражданства не только ВИЧ-инфекции, но и лепры (болезни Гансена), туберкулеза, сифилиса либо бессимптомного инфекционного статуса, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) (Приложение 1 к приказу Минздрава России от 29.06.2015 № 384н).

Статья 32 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» разрешает отпуск наркотических или психотропных веществ для продолжения лечения больному, следующему транзитом через территорию РФ, только по рецепту, выданному в РФ в соответствии с правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам, установленными Правительством РФ.

Наряду с законодательными актами действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона № 115-ФЗ и Закона об основах. Это ряд ключевых постановлений, приказов и писем.

Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 186 определяет Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ. В соответствии с Правилами медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим на территории РФ, оказывается лечебно-профилактическими учреждениями независимо от их организационно-правовой формы. Скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений), бесплатно и безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения, а также медицинскими работниками или лицами, обязанными оказывать первую помощь по закону или специальному правилу. Такая медицинская помощь предоставляется независимо от наличия страхового полиса.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 февраля 2019 г. № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» предусматривает, что предоставление и финансирование медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги) иностранным гражданам в рамках медицинского страхования осуществляется в соответствии с договором и размером фактически выплаченного страхового взноса, но в объеме не меньшем, чем предусмотрено минимальным перечнем медицинских услуг (включая медико-транспортные услуги), оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в РФ.

Соответствующий перечень утвержден приказом Минздрава России от 06.08.1999 № 315 и включает:

  • медицинскую помощь, оказываемую станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;
  • медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных медицинских учреждениях при внезапном расстройстве здоровья и несчастных случаях в объеме, необходимом для устранения угрозы жизни пациента и (или) снятия острой боли;
  • транспортировку медицинским транспортом или иным транспортным средством, включая медицинское сопровождение (медицинская бригада, врач, медицинская сестра), с места заболевания (происшествия) в медицинское учреждение;
  • посмертную репатриацию (транспортировку) останков.

Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации» регулирует вопросы представления приглашающей стороной гарантий медицинского обеспечения иностранного гражданина на период пребывания в Российской Федерации. Данным Положением определено, что гарантиями медицинского обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств, в том числе по обеспечению страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения медицинской помощи. Соответственно возмещение расходов медицинским учреждениям на оказание медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства в период их пребывания в Российской Федерации – обязательство приглашающей стороны.

Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1134 «Об оказании медицинской помощи на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, и компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с оказанием им медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям» устанавливает особый порядок оказания медицинской помощи гражданам Украины в виде бесплатной первичной медико-санитарная помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в неотложной форме и проведения профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Информационное письмо Минздрава России от 22.04.2015 г. № 17-1/10/2-1621 «Порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в государственных и муниципальных медицинских организациях Российской Федерации» ставит в зависимость право граждан Республики Беларусь на получение медицинской помощи от характера их проживания на территории РФ (имеющие вид на жительство, разрешение на временное проживание или временно пребывающие) и от статуса трудовой занятости (работающие, неработающие).

Ответственность за нарушения

Временно пребывающие в России иностранцы, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ. Это может происходить при нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ.

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.

Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они:

  • в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых;
  • осуждены за совершение преступления на территории РФ;
  • уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом;
  • не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов;
  • привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *