Путин передал Росимущество Минфину

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путин передал Росимущество Минфину». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Росимущество это агентство в составе Министерства Финансов. Оно относится к Правительству РФ, ветви исполнительной власти. Полное название сегодня звучит так: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Но так оно называлось не всегда.

Какими компаниями владеет Росимущество?

Реестровый номер федерального имуществаНазваниеПрямая доля РосимуществаКоличество акцийДоля в уставном капиталеП21000002796«Транснефть»569446978,55%П21000000222«АЛРОСА»243232195333,03%П21000005817«Сбербанк России»1129347400150% +1 акцияВ21140000001, П21000002825«Газпром»75000 + 908434464438,37%П21000002791«Аэрофлот — российские авиалинии»140166867257,3%П21000002060«РусГидро»27116153560661,73%П21000003914«Российские сети»17687503733788,04%П21000002811«Банк ВТБ»2930127442529212,13%П21000004835«Ростелеком»125418956435,91%П21000002089«Новороссийский морской торговый порт»385198130020%П21000003618«ФСК ЕЭС»75112186560,59%

Понятно, что доли могут заметно изменится в будущем, но общее представление таблица дает. При этом доля государства в «Роснефти» всего одна акция или 0,000000009%. Дело здесь в том, что Росимущество может владеть компаниями не только напрямую, но и через другие акционерные общества.

Так, в полном владении Росимущества находится ПАО «РОСНЕФТЕГАЗ». Сама компания не ведет операционной деятельности, но ей принадлежат крупные пакеты акций «Роснефти» (40%), «Газпрома» (11%) и «Интер РАО» (27%).

Разберем некоторые другие интересные случаи. Прямая доля Росимущества в «ФСК ЕЭС» составляет всего 0,59%, однако она на 80,13% принадлежит компании «Российские сети», которые в свою очередь на 88,04% принадлежат Росимуществу. Таким образом, федеральное агентство все равно является фактическим владельцем контрольного пакета акций «ФСК ЕЭС».

С «Банком ВТБ» ситуация другая. По факту государству принадлежит не 12,13%, а 92,2% акционерного капитала, так как еще 32,88% принадлежит Минфину напрямую, а 47,22% корпорации «Агентство по страхованию вкладов». При этом Росимущество, как указывалось выше, является агентством в составе Минфина.

Также Росимущество имеет долю в 538 обществах с ограниченной ответственностью, 59 из них принадлежат Росимуществу на 100%. Вот некоторые из них:

  • Экологические технологии
  • Царскосельская Янтарная Мастерская
  • Центр компетенций и обучения
  • Инновационно-внедренческий центр института земной коры
  • Арктик Лизинг-13
  • Малое инновационное предприятие «Мониторинг автомобильных дорог и дорожные технологии» и др.

❌ В результате ареста имущества Федеральной службой судебных приставов во владение Росимущества может попасть любая мелкая компания. Однако агентство не будет заниматься ее управлением, а просто продаст на аукционе.

Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство. Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно. Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.

К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.

Объекты для функционирования госструктур и управления государственными задачами

К объектам, которые нужны для работы госорганов и управления общегосударственными задачами, относятся следующие:

  • Государственная казна страны.
  • Имущество, принадлежащее вооруженным силам, ОВД и иным учреждениям, финансирование которых осуществляется из федеральной казны.
  • Вузы, НИИ, предприятия и иные объекты РАН, министерств, государственных научных центров.
  • Предприятия и другие геологические, геодезические, гидрометеорологические и иные службы.
  • Предприятия и учреждения санэпид- и ветеринарной службы.
  • Предприятия патентной службы, метрологические и машиноиспытательные станции.
  • Госзапасы и резервы, предприятия, которые их сохраняют.
  • Исправительные учреждения, лечебно-профилактические предприятия.

Муниципальная собственность – имущество муниципального образования.

— имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

— муниципальная казна, состоящая из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями;

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для:

1) Решения вопросов местного значения;

2) Осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (земля, водоемы);

3) Обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений.

В случае возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, не предназначенное для этих целей, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества), либо отчуждению.

Муниципальное образование – первичный субъект права муниципальной собственности. Местное население имеет право управления муниципальным имуществом через местный референдум. Органы местного самоуправления могут быть определены как публичные собственники (осуществляют полномочия от имени первичного собственника и формулируют его интересы). В Красноярске –департамент муниципального имущества и земельных отношений.

Органы местного самоуправления от имени МО самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ и другими НПА органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование ФЗ/ЮЛ, органам государственной власти РФ, субъектам РФ, органам местного самоуправления иных МО, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с ФЗ.

В состав муниципальной собственности входят:

— средства местного бюджета;

— муниципальные внебюджетные фонды;

— имущество органов местного самоуправления;

— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

— муниципальные предприятия и организации;

— муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

— муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

— другое движимое и недвижимое имущество.

Центр управления федеральной собственностью: функции и задачи

Каких целей должно добиться правительство, осуществляющее управление федеральной собственностью? Во-первых, должен быть достигнут и обеспечен важнейший конституционный принцип, в соответствии с которым устанавливается единство экономического и социального пространства. Во-вторых, должна быть четко распланирована деятельность инвестиционного характера с последующим принятием мер реализации этой деятельности. Также необходимо сформировать исчерпывающий план по обеспечению работы и экономического благосостояния оборонных отраслей.

Росимущество как основное правительственное ведомство, в обязанности которого входит работа с общегосударственной собственностью, должно принимать все законные меры по защите производителей-соотечественников. Должна быть выстроена грамотная государственная политика в сферах международного и финансового взаимодействия.

Органы управления государственным имуществом

Министерство государственного имущества Российской Федерации (Мингосимущество России), согласно постановлению Правительства от 29 декабря 1997 г., является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области приватизации и управления государственным имуществом и координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в области управления и распоряжения федеральной собственностью. Оно является правопреемником упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Положение о котором было утверждено постановлением Правительства от 4 декабря 1995 г.

Управление федеральной собственностью

Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Работа с государственным имуществом относится к ведению властных структур. Российское законодательство закрепляет целую систему институтов и органов власти, которые обязаны распоряжаться и владеть государственным имуществом.

На федеральном уровне существует несколько , распределенных по трем властным группам: законодательной, судебной и исполнительной. Между всеми органами существуют тесные юридические связи. Над всеми органами власти находится глава государства — президент РФ. Именно президенту отводится главная роль в управлении государственной собственностью. Он издает распоряжения и указы, на основании которых и работают все остальные органы власти.

Правительство, как основной власти, осуществляет управление федеральной собственностью при помощи своих министерств. Законодательный орган, Парламент, издает лишь нормативные акты, касающиеся управления государственным имуществом. Судебные инстанции контролируют имущество, а в случае нарушений — судят виновных лиц. Далее будет рассказано про исполнительные министерства.

Субъекты управления федеральной собственностью

Управление федеральной собственностью осуществляют самостоятельные субъекты гражданских правоотношений – государственные предприятия (ст. 113, 114, 115 ГК РФ) и государственные учреждения (ст. 120 ГК РФ). Они владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними государственным имуществом в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с правом оперативного управления и правом хозяйственного ведения (гл. 19 ГК РФ).

Субъектами управления распределенного государственного имущества будут те юридические лица, за кᴏᴛᴏᴩыми закреплено данное имущество. При этом, поскольку право хозяйственного ведения и право оперативного управления ϶ᴛᴏ ограниченные вещные права, собственник (в лице государства) сохраняет за собой достаточно широкие права в отношении управления имуществом, закрепленным на данных вещных правах за юридическими лицами. В частности, для отчуждения, сдачи в аренду, залога имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, а также для внесения его в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ предприятие должно получить согласие собственника ϶ᴛᴏго имущества — т.е. государства (ст. 295 ГК РФ).

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующим российским законодательством от имени собственника согласие на отчуждение, сдачу в аренду, залог, внесение в уставный капитал иного юридического лица федерального имущества, закрепленного за федеральными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения, дает Министерство государственного имущества Российской Федерации

Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы). По϶ᴛᴏму именно они чаще всего выступают в качестве органов, уполномоченных публично-правовыми образованиями (для участия в гражданских правоотношениях, в частности при выпуске (эмиссии) государственных или муниципальных внутренних займов или предоставлении кредитов, а также ври предъявлении к государственным или муниципальным образованиям имущественных требований (исков), в т.ч. в порядке субсидиарной ответственности за долги созданных ими учреждений (ст. 107 ГК).

Что касается иного находящегося в публичной собственности имущества, то распоряжение им от имени собственника осуществляют иные уполномоченные на то органы. Так, создание, реорганизация и ликвидация государственных унитарных предприятий, в т.ч. наделение их имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также контроль за его сохранностью и использованием по назначению осуществляется министерствами и ведомствами либо комитетами по управлению государственным имуществом. Последние принимают решения об отчуждении недвижимого государственного имущества в виде имущественных комплексов, зданий и сооружений в порядке приватизации, а также об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за казенными предприятиями либо за государственными учреждениями, и распоряжаются им от имени учредителя-собственника (п. 2 ст. 296 ГК).

Собственность, право собственности (общие положения)

Проблемы реформирования, осуществляемого в настоящий момент в нашей стране, невозможно рассматривать в отрыве от преобразований собственности и становления новых отношений собственности. В данном контексте природа собственности требует рассмотрения в аспекте новой взаимосвязи двух важнейших категорий: собственности и управления. Новые отношения собственности предполагают и необходимость обновления управления ею.

В любую историческую эпоху вопрос о собственности затрагивает коренные жизненные интересы людей и поэтому играет ключевую роль в каждой общественно-экономической формации.

Различные исследователи по-разному раскрывают глубинную сущность собственности. Наиболее распространенным является классическое представление о ней как о триаде владения, распоряжения, пользования.

Аристотель за три с лишним века до н.э. в своей «Политике»1 дает развернутое понятие категории «собственность», в котором заложены те черты собственности, которые в 19 в. будут подробно исследованы Марксом.

Основатель английской классической политэкономии Дж. Локк в качестве исходного понятия собственности рассматривал ее объект, а способ ее реализации отождествлял с присвоением, понимаемым как общественное производство. Локк, однако, недоучитывал конкретно исторические условия развития общества и их роль в формировании отношений собственности .

Впоследствии система Локка была использована не только А. Смитом и Д. Рикардо, но и немецкой общественной наукой. В основе эгалитарно-социальной концепции собственности Гегеля находится свобода личности, закономерно приводящая его к пониманию отчуждения как важнейшей характеристики собственности .

С иных позиций к объяснению природы собственности подошел К. Маркс . Исходным моментом марксовой теории собственности являются положения об изначально общественной природе человека и об опосредованное его отношений к вещам системой общественных отношений. Научной заслугой Маркса является его обоснование собственности, как объективной категории, не существующей вне системы общественных производственных отношений, органически в нее включенной и проявляющей себя по-разному, в зависимости от конкретных исторических условий. В то же время, стремление марксизма абсолютизировать объективность отношений собственности не позволяет выйти на конкретные формы их реализации.

Долгое время считалось, что суть проблемы собственности выражалась в ответе на вопрос: кому принадлежат средства производства, т.е. все сводилось к ее юридической форме, к ее правовому собственнику. Но для наиболее полного уяснения сущности как частной, так и общественной (государственной) собственности следует рассматривать собственность не только как правовую, но и как экономическую категорию.

Рассмотрение экономической стороны собственности связано с вопросом: кто по-хозяйски относится (т.е. непосредственно своей экономической деятельностью, экономическим поведением) к производству, к его продукту. Кроме того, «если экономическая сущность собственности относительно данного объекта представляет собой монополию одного лица или группы лиц, а другие лица, деятельность которых связана с данным объектом, от хозяйственного отношения к нему так или иначе отчуждены, имеет место экономическая частная собственность»5. Но существует и другое мнение, что «эти признаки характеризуют не владение и не полное распоряжение собственника, а эффективность хозяйственного управления и стимулирования производства6». Но такая трактовка не позволяет полностью раскрыть отношения собственности, возникающие через соответствующие механизмы присвоения результатов производства и способов связи средств производства и рабочей силы.

Говоря о существовании двух аспектов собственности, экономическом и юридическом, в литературе уже отмечалось, что «существуют известные трудности в дифференциации юридических прав и экономических отношений пользования, владения, распоряжения»7.

Виды госсобственности в современной России

Действующее законодательство относит к государственной собственности следующие объекты:

  • Оборонного назначения (предприятия, учреждения, организации и НИИ, выполняющие разработку, испытание и ликвидацию оружия, военной техники и другого имущества.
  • Автодороги федерального значения и компании, занимающиеся их обслуживанием.
  • Составляющие фундамент богатства российского государства — особо охраняемые природные зоны, ресурсы континентального шельфа; ценности, обладающие историческим и художественным значением; памятники природного наследия).
  • Относящиеся к сферам, занимающимся обеспечением нормального функционирования народного хозяйства страны и его отдельных отраслей.
  • Созданные для поддержания полноценной работы государственных структур и реализации важнейших общенациональных задач (Госказна, золотой запас, валютный и алмазный фонды, имущество ВС РФ и другое).

Состав имущества, которое принадлежит федеральному центру или субъектам РФ определяется действующим законодательством.

Состав муниципального имущества: кто является собственником муниципального имущества

Собственник имеет право на имущественную базу, которая относится к владениям муниципалитета, если это муниципальная собственность. Тогда собственник – органы местной власти, предусмотренные на законодательном уровне субъекты РФ, муниципальные образования или народ. Какие виды имущества входят в состав муниципальной собственности:

  1. Владения, используемые для решения проблем на местном уровне.
  2. Ресурсы, применяемые в решении проблем местными органами власти на уровне федерального законодательства.
  3. Имущественная база, используемая для наладки работы местных самоуправленческих органов и чиновников в местном самоуправлении.
  4. Ресурсы, позволяющие осуществлять конкретные государственные полномочия, переданные местному самоуправлению.
  5. Владения, позволяющие решить местные вопросы.

Органы управления государственной собственностью на федеральном уровне

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.

3. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Отдел управления федеральным имуществом

Государство в данном случае выступает как основной (но не единственный) институт политической системы общества. По критерию использования форм собственности и владение имуществом различают федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное) управление.

Реализация государственной политики приватизации государственных предприятий, объектов недвижимости, в том числе земельных участков, находящихся под приватизируемыми предприятиями, высвобождаемого военного имущества, имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий.

2. Осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных го сударственных унитарных предприятий, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Кировской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Кировской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочий собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

3. Координация деятельности государственных органов в сфере приватизации, управ ления и распоряжения государственным имуществом, обеспечение выполнения решений Правительства РФ, Росимущества о приватизации.

Организация управления государственной собственностью

На нынешнем этапе преобразований государственной собственности идет позитивный процесс разграничения и согласования полномочий федеральных органов исполнительной власти: Минимущества России, Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ), Российского фонда федерального имущества (РФФИ), Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), Федеральной кадастровой службы (Росземкадастр), Министерства антимонопольной политики и поддержки предпринимательства и других министерств и ведомств. Этот процесс направлен на устранение дублирования функций по управлению государственной собственностью и регулированию развития других видов собственности.

Совместно с Минфином России, МНС России и Росземкадастром выпущен приказ

«О проведении совместных мероприятий по обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю в федеральный бюджет Российской Федерации»

; Названные и подобные им совместные действия направлены на формирование эффективной системы взаимодействия федеральных министерств и ведомств по реализации взаимосвязанных функций управления государственной собственностью.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *