Организация предрейсового медосмотра водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация предрейсового медосмотра водителей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.

Когда проводят медицинский осмотр

Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.

Прийти в мед

Посетить врачей и сдать анализы

Получить справку

В обязанности индивидуальных предпринимателей (ИП) и каждой компании, эксплуатирующих транспортные средства, входит контроль состояния водителя перед и после выполнения им своей работы (смены/рейса). Необходимо это не только в целях соблюдения норм охраны труды, но и для обеспечения дорожной безопасности в целом. Физическое переутомление, болезнь, признаки воздействия опасных производственных факторов, состояние и остаточные явления наркотического, алкогольного или токсического опьянения являются прямой угрозой здоровью и жизни как самого водителя, так и других участников дорожного движения.

Обязательно ли проходить пред- и послерейсовый медосмотр? В соответствии с ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников» для отдельных категорий водителей данный вид осмотров обязателен. Кто, как и где обязан проходить медицинский предрейсовый и послерейсовый медосмотр? Нужно ли проводить осмотр водителей в командировке? Какова цена этой услуги в СПб в 2019 году? Это и многое другое читайте далее.

Кто должен проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотр?

Какие водители должны проходить предрейсовый и кто проходит послерейсовый осмотр? Обязательные ежедневные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры (медосмотры) должны проходить все лица, работающие на должности водителей автомобилей вне зависимости от категории прав, типа ТС и дальности предстоящей поездки. Кроме того, в соответствии с абз.3-4 п.3-4 ст.23 ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ, проводятся осмотры индивидуальных предпринимателей, самостоятельно осуществляющих транспортные перевозки. Выполнять данное требование закона необходимо в течение всего периода работы.

На основании вышеуказанного закона такое обязательное условие, как проведение предрейсового медицинского осмотра, может быть отменено для водителей, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб – скорой помощи, МЧС, полиции, пожарных бригад и др. Послерейсовому медицинскому осмотру подвергаются все без исключений.

Требования к предрейсовым медицинским осмотрам водителей на предприятии

Тонкости организации, которые предусматривает предрейсовый медосмотр на предприятии, касаются прежде всего помещения, где он будет осуществляться. Для проведения осмотра на предприятии выделяется помещение под медицинский кабинет. Он должен включать следующее оснащение:

  • мебель: кушетку, письменный стол, стол для медицинского оборудования, стулья, шкаф для одежды;
  • устройства и приспособления: настольная лампа, сейф, вешалка для верхней одежды;
  • приборы: оборудование для отбора биологических сред, тонометр, термометр, стетофонендоскоп, алкотестер, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики;
  • сумка с медикаментами для оказания неотложной медпомощи;
  • шпатели медицинские.

Помещение должно состоять из двух комнат и быть площадью более, чем 12 м2.

Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован

Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.

Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.

Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.

Как мы организуем предрейсовые осмотры:

Заключаете договор на 3 месяца с лицензированной медицинской организацией, у которой в штате есть сертифицированный механик.

Стоимость договора на 3 месяца 6000 рублей. Это всего лишь 2000 ₽ в месяц за легальные действия.

Оплата производится с расчетного счета ИП и платежное поручение прикладывается к договору. Это необходимо для доказательства в МАДИ, в случае ареста автомобиля.

Также ведутся и хранятся журналы о прохождении осмотра, за подписью должностных лиц. Журналы являются доказательством реальности прохождения медицинского и технического осмотров. Поэтому в вопросе путевых листов и осмотров — вы защищены со всех сторон.

Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году: нововведения

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2020 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Административная ответственность (штрафы) за несоблюдение правил

Открытие своего транспортного предприятия уже связано со значительными тратами, а затраты на ежедневную проверку персонала дешевыми не назовешь. Поэтому в данной сфере часто фиксируются нарушения, что может стать причиной трагических событий.

В связи с этим законодательно установлены предельно допустимые суммы административных санкций для таких работодателей:

  • за нарушения правил, предусмотренных лицензией штраф до 40 тыс. руб.;
  • за нарушение требований ПМО — до 30 тыс. руб.;
  • за несоответствие порядка проведения осмотра — до 50 тыс. руб.;
  • за допуск водителя к управлению транспортным средством без прохождения ПМО ­— до 130 тыс. руб.

Проверкой по данным вопросам занимаются сразу несколько госслужб — инспекция по ОТ, Госавтодорнадзор, ГИБДД и Росздравнадзор.

Срок действия путевого листа

Путевой лист выдается не более, чем на 24 часа. Исключением может быть командировка водителя длительностью более суток. Но даже в этом случае сотрудник должен придерживаться нормативов рабочего времени и иметь возможность полноценно отдохнуть. Поэтому желательно указывать продолжительность смены. Инспекторы ГИБДД и контролирующие органы обращают внимание на фактический срок нахождения в рейсе.

Правила заполнения путевого листа

  1. Путевой лист заполняют на каждый автомобиль до начала движения (выезда из гаража).
  2. Если водитель уже оформленного ТС сменился, заполняется новая путевка.
  3. При проставлении даты и времени медосмотра штамп о допуске водителя не требуется, если бланк содержит специальную графу. Достаточно указать ФИО и подпись врача, можно в электронном виде.
  4. Контролер, проводящий предрейсовый техосмотр ТС на месте парковки, делает соответствующую запись в журнале учета. Время ТО должно отличаться от указанного при медосмотре, и времени в путевках других водителей, если они обслуживаются одним механиком.
  5. В п/л ставится штамп-допуск, заверенный подписью (фамилия + инициалы) медсотрудника.
  6. Путевые листы являются отчетными документами. Информация о них храниться владельцем ТС не менее пяти лет (в электронном формате — год).

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли у вас проводится предрейсовый медосмотр. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Кто может проводить осмотр

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей обязательно для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 20 закона № 196-ФЗ). Последние и сами проходят процедуру перед каждой сменой, если управляют служебным транспортом лично. Обследовать шоферов вправе только прошедший специальную подготовку медперсонал:

  • врачи;
  • фельдшеры;
  • медицинские сестры.

Закон позволяет работодателям:

  • привлекать сторонних медработников (п. 7 ст. 23 закона № 196-ФЗ);
  • создать медицинское подразделение у себя в организации и принять медработников в штат (ч. 4 ст. 24 закона № 323-ФЗ).

Удаленный предрейсовый медицинский осмотр водителей в настоящее время законодатель не допускает.

Важно! Согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, как свой медпункт предприятия, так и медицинская организация, чьих работников привлекли для осуществления медосмотров, должны иметь лицензию на такой вид деятельности.

Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра

Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.

Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ. Размер штрафов составляет:

  • на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ. Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Технический осмотр перед выходом транспортного средства на смену проводится ежедневно. Если время поездки превышает длительность одного рабочего дня, то осмотр проводится только перед отправлением в рейс.

Существует определённый порядок проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. Допуская автомобиль или автобус к выходу на смену, автомеханик проводит визуальный осмотр и оценку готовности автомобиля к осуществлению перевозок. Во время предрейсового техосмотра автомобиля механиком проверяются, в первую очередь, основные узлы и агрегаты:

световые приборы, звуковые сигналы;

замки дверей, багажника, капота;

заряд аккумуляторной батареи и т.д.

В обязательном порядке контролируется наличие в наборе автомобилиста таких важных предметов, как:

знак аварийной остановки.

Ответственность за выход автомобиля на линию

Существующие законы предусматривают ответственность за халатное проведение предрейсового осмотра или выпуск автомобиля на линию без осмотра.

Штрафные санкции 20 000-100 000 руб.

Важно! Механик-контролер непосредственно подчиняется только руководителю предприятия.

Так что проводить проверки автомобиля нужно там, где он находится на стоянке.

  • Технический надзор — выявление причин неисправностей и принятие мер к их устранению;
  • Организация передачу а/м в ремонтные мастерские, принятие их в эксплуатацию;
  • Контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по ТО, в соответствии с Планом-Графиком;
  • Оформление документации на ремонт ТС после аварий;
  • Контроль за постановку ТС на стоянку после окончания работы водителя;
  • Участие в проведении технического осмотра ТС;
  • Внесение предложений о наложении дисциплинарных взысканий на водителей;
  • Контроль за показаниями спидометров;
  • Проверка у водителей документов на право управления при выезде на линию;

Когда путевой лист не нужен?

Закон предполагает всего несколько ситуаций, когда водитель может управлять транспортным средством без путевого листа:

  • Перегон, когда предприятие направляет водителя, чтобы забрать автомобиль у продавца или после проведения длительного ремонта. Путевой лист в этом случае не только не нужен — его невозможно правильно заполнить.
  • Служебный легковой автомобиль. Директор предприятия или сотрудник, использующий служебный автомобиль, должен заключить с предприятием договор аренды автомобиля. Договор, конечно, должен быть у него на руках.
  • Перевозка сотрудников на личном автомобиле. Когда руководитель подвозит на своем автомобиле сотрудников, ставить отметку в своем путевом листе необязательно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *