Как уволиться с госслужбы: основания и особенности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как уволиться с госслужбы: основания и особенности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


В части шестой статьи двенадцать Закона № 58-ФЗ указано, что основания прекращения государственной службы, в частности, увольнения в запас либо же в отставку государственного служащего, должны устанавливаться федеральными законами о видах госслужбы.

Есть ли способы не отрабатывать?

Конечно, есть! Как мы уже говорили, если увольнение вызвано невозможностью исполнения служебных обязанностей, а также по соглашению между сотрудником и работодателем, гражданский служащий может быть снят с должности гражданской службы и уволен без отработки раньше срока, указанного в нормативных документах. Насколько законным является требование 2-х недельной отработки при увольнении узнаете здесь.

Как видим, увольнение государственного служащего мало чем отличается от увольнения любого другого сотрудника по собственному желанию. Основным нюансом в этом вопросе является необходимость ознакомить работника с памяткой об обязанности сообщить, если в течение двух последующих лет он решит устроиться на другую работу.

Как регулирует увольнение госслужащих ТК РФ

Трудовой кодекс РФ регламентирует общие основания и особенности осуществления трудовой деятельности на территории России всеми гражданами, которые работают на основании трудового договора. Регламентация трудовой дисциплины и деятельности госслужащих осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, а именно ФЗ №79-ФЗ.

В данном нормативном акте закрепляются следующие положения:

  • особенности и основания для расторжения контракта между работодателем и работником в зависимости от конкретных ситуаций;
  • нюансы прекращения трудовых правоотношений между работником и работодателем по взаимному соглашению;
  • процесс и особенности разрыва срочного контракта;
  • порядок и нюансы расторжения договора по желанию служащего;
  • особенности увольнения по решению работодателя;
  • расторжение соглашения о работе при возникновении обстоятельств, которые не зависят от поведения и воли сторон;
  • увольнение ввиду утраты доверия и прочее.

Увольнение по сокращению штатов, ликвидации и т.д.

Гарантии госслужащих при сокращении штата или ликвидации государственного учреждения закреплены в ФЗ №79, данный нормативный акт отражает фактически все положения, касающиеся госслужбы. Уведомление работника должно быть оформлено надлежащим образом, за два месяца до сокращения ему должны предоставить соответствующее распоряжение от руководства под подпись.

При выборе кандидата на сохранение должности учитывается преимущественное право. В этом случае работодатель учитывает заслуги служащего, его производительность труда, общий трудовой стаж, а также семейное положение по отношению к другим.

При сокращении штата госслужащий, который попал под сокращение может рассчитывать на получение четырехмесячного среднего заработка в качестве компенсационных выплат от работодателя, выходное пособие при этом не выплачивается. В случае, если по каким-либо обстоятельствам сокращение или ликвидация организации произошли до истечения двух отведенных месяцев, то помимо получения четырехмесячного среднего заработка, работник может рассчитывать на получение выходного пособия на период трудоустройства, сроком до двух месяцев, в соответствии со ст. 180 ТК РФ.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка №1. При увольнении сотрудника по сокращению штата необязательно брать с него роспись, достаточно устного уведомления.

Нет, обязательно должно быть составлено письменное уведомление на каждого работника, в противном случае действия работодателя будут признаны незаконными. Пример:

Артемьева О.И. замещала должность начальника методического отдела Департамента спорта. Приказом нанимателя она была уволена по п. 6 ст. 33 ФЗ «О госслужбе», уведомления о сокращении численности штата она не получала. Впоследствии она обжаловала действия руководителя в суде, и суд принял решение о восстановлении работницы по двум основаниям:

  • Ей не предлагались вакантные должности.
  • Она не была оповещена в письменном виде о сокращении

Ошибка №2. Сотрудника можно уволить за однократный прогул.

Если служащий допустил прогул только один раз и объяснил причину, теоретически его можно уволить, но на практике в большинстве случаев при обращении в суд нарушителям удается восстановиться на работе. Разумнее применить другое дисциплинарное взыскание – замечание или выговор.

Основания для увольнения

Когда работник решает уволиться по собственному желанию, сделать он это может без объяснения причин работодателю. А вот если речь идет не об увольнении, а об освобождении от занимаемой должности, то уже имеется определенный перечень возможных оснований. В их число входят:

  • призыв на военную службу;
  • избрание или назначение на госдолжность;
  • чрезвычайные обстоятельства, не дающие возможности продолжить службу (аварии, эпидемии, стихийные бедствия, военные действия и прочее);
  • иные обстоятельства.

Если ни одной из причин не было выявлено, то освободиться от должности нельзя. Остается только увольняться по собственному желанию.

Приказ об увольнении госслужащего

На основании представленного сотрудником заявления, кадровая служба госоргана издает приказ о его увольнении по собственной инициативе – в соответствии с п.3, ч.1, ст. 33 закона № 79 о государственной службе.

Приказ оформляется и при увольнении госслужащего по иным основаниям, которые также фиксируются в документе. При этом ссылка идет не на статьи и пункты Трудового кодекса, а на соответствующие нормы закона о госслужбе. Например, если причиной для увольнения стала проваленная чиновником аттестация, следует сослаться на п.4, ч.1 ст. 33 ФЗ № 79, а не на п.4 ч.1 ст. 77 ТК.

В приказе указываются:

  • номер служебного контракта и дата его заключения;
  • дата его прекращения;
  • Ф.И.О и должность увольняющегося чиновника;
  • основание для расторжения контракта;
  • сроки выплаты и размер полагающихся компенсаций;
  • дата издания документа и подпись руководителя госоргана.

Восстановление на госслужбе после увольнения

Восстановиться на государственной службе сможет только незаконно уволенный чиновник. Если это признает суд, то на основании вынесенного решения он будет вправе продолжить работу на прежнем месте.

Однако если при расторжении служебного контракта кадровая служба действовала в рамках закона, восстановление невозможно. Уволенный сможет претендовать на открывшуюся вакансию на общих основаниях, заново проходя необходимые для трудоустройства процедуры.

Закон о государственной службе содержит ряд бюрократических формальностей, которые надо соблюдать при увольнении госслужащих. Однако детальная регламентация данной процедуры и предусмотренные в связи с увольнением денежные выплаты обеспечивают значительную государственную поддержку лицам, проработавшим на благо общества определенное время.

В связи с утратой доверия

Закон одним из оснований прекращения служебного контракта называет: увольнение в связи с утратой доверия.

По мимо вышеназванного нормативного акта, прекратить трудовые отношения по причине утраты доверия, можно руководствуясь Трудовым кодексом, пп. 7 и 7.1 ч. 1 ст. 81.

А именно — увольнение за виновные действия работника, обслуживающего денежные или товарные ценности, что приводит к утрате доверия со стороны работодателя.

Прекратить служебные отношения становится возможным при хищениях, растратах, получении взяток, однако это не должно соприкасаться с основной служебной функцией госслужащего.

В Федеральном законе № 79 указаны основания, по которым служащий теряет доверие своего руководителя:

  1. Служащий не принял мер по урегулированию конфликтов, стороной которых он являлся;
  2. Не представил сведения о доходах, имуществе, имущественных обязательств, а равно и предоставил недостоверные сведения;
  3. Государственных гражданский служащий работал в коммерческих организациях (получав за это денежное вознаграждение);
  4. Служащий осуществляет предпринимательскую деятельность;
  5. Служащий входит в состав некоммерческих неправительственных организаций, и действующих в России (при условии, когда это разрешено нормами международного права и таковых договоров).
  6. Госслужащий или члены его семьи открывают, хранят счета за пределами РФ, а также пользуются иностранными финансовыми инструментами.

По вышеуказанным основаниям госслужащий увольняется со службы, предварительно работодателем издается соответствующий приказ о дисциплинарном взыскании и при достаточном суммарном факте вины со служащим расторгается контракт, с соответствующей записью в трудовую книжку.

Отличия увольнения госслужащего от простого работника

Увольнение государственного служащего производится примерно в том же порядке, что и увольнение обычного сотрудника от частного работодателя. Стороны проходят те же этапы, но есть одно отличие – необходимость оформления обходного листа.

Обходной лист может оформляться и при увольнении обычного работника, а не только государственного служащего. Но частный работодатель не может требовать его получения, если это не предусмотрено договором или иной документацией. В случае с государственной службой его наличие обязательно, если он предусмотрен актами, действующими в отношении отдельных ведомств.

В обходном листе нужно получить подписи от лиц об отсутствии претензий к имуществу или факт сдачи документов, оборудования, выполнения определенных действий. Например, может содержаться запись о передаче компьютера, служебного автомобиля, удостоверения и т. д.

В остальном процесс увольнения ничем не отличается. Сторонам нужно составить те же документы и выполнить те же действия.

Трудности разделения трудового договора и служебного контракта

Разделение областей действия трудового договора, а также служебного контракта практически нередко затруднено. Так, ТК РФ не предусматривает подобного порядка заключения, а также расторжения трудового договора, в котором в качестве стороны выступало бы российское Правительство.

Замечание 2

Практически представляет особый интерес правового характера, к примеру, распоряжение российского Правительства от 1 апреля 2000 года № 451-р «О Малине В.В.», в котором говорится следующее: «Освободить Малина В.В. от занимаемой им должности председателя Российского фонда федерального имущества согласно пункту четвертому статьи восемьдесят третьей ТК РФ».

В первую очередь, председатель российского Правительства М. Фрадков уполномочен давать указания исключительно органам исполнительной власти, так как он глава конкретно ее, а никак не всех госорганов России; Российский фонд федерального имущества в список органов исполнительной власти на тот период не был включен. Во-вторую очередь, в этом распоряжении источником определения статуса руководителя, возможно, все-таки госоргана считается ТК РФ, а никак не служебный устав либо же закон о госслужбе. Из-за этого Правительство в данной ситуации стороной трудового договора не считается.

Настолько же трудный правовой случай показывает и постановление Государственной Думы Федерального Собрания России от 13.04.2005 года № 1730-ГУ ГД «О досрочном освобождении Войлукова А.В. от должности члена Совета директоров ЦБ РФ». В этом постановлении нет указания на служебный контракт либо же трудовой договор, при этом нет и указания на то, что согласно статье пятнадцатой ФЗ от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)» члены Совета директоров назначаются, а согласно статье пятой данного Закона и освобождаются от своей должности по представлению Председателя ЦБ, которое согласовывается с Президентом страны. Подобное же согласование с Президентом в данном случае не присутствует.

Также среди судебных казусов касательно прекращения госслужбы можно привести в пример и такой.

Пример 2

Оставив без удовлетворения жалобу Теодоровича Т.В. касательно признания не имеющим законную силу распоряжения российского Правительства от 12.02. 1998 года № 186-р об освобождении его от занимаемой должности Торгового представителя РФ в Швейцарской Конфедерации из-за достижения предельного возраста, который установлен для замещения гос. должности госслужбы, Верховный Суд страны решением от 24.08.1998 года № ГКПИ 98-56 указал, что не может быть принято во внимание утверждение данного заявителя касательно того, что освобождение от должности по представленному ранее основанию не соответствует требованиям российской Конституции о равенстве свобод и прав человека и гражданина, в том числе и подобного права на труд, так как, регламентируя правовое положение госслужащих, точный порядок поступления на госслужбу, ее прохождения, государство имеет право устанавливать в данной области с учетом ее специфики и специальные правила. К ним относится, к примеру, введение ФЗ «Об основах госслужбы РФ» требований касательно соблюдения возрастных критериев во время приема на госслужбу и увольнения по достижении предельного возраста для нахождения на гос. должности госслужбы. Верховный суд посчитал, что установление подобных правил (или же специальных требований) не способно рассматриваться в качестве нарушения права на равный доступ к госслужбе и права беспрепятственно распоряжаться собственными способностями к труду, выбирать поле деятельности и занятия. Получается, что установленный предельный возраст для нахождения на гос. должности в этой ситуации не способен расцениваться в виде дискриминационного ограничения конституционных прав индивида.

Пример 3

Значимый пример показывает и определение судьи Верховного Суда России от 16.01. 2006 года № 59-В04ПР-36, в котором делается вывод о том, что после истечения срока муниципальной службы (которая проходит по своеобразной аналогии с госслужбой) работник, который продолжает выполнять свои функции, в конкретном примере это начальник отдела труда администрации одного из районов Амурской обл. России, не может быть уволен из-за того, что судья признал то, что по истечении возраста состояния на муниципальной службе, но при продолжении реального выполнения обязанностей должности таковой службы, с ним имеет действие именно трудовой договор, а никак не служебный контракт. Получается, что по достижении индивидом предельного возраста пребывания на таковой службе на законодательном уровне возможно заключить с ним трудовой договор действием до одного года, в период действия которого на индивида распространяются абсолютно все указанные в ТК РФ и действовавшим на тот период ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» гарантии и компенсации, и конкретно препятствующие произвольному увольнению. Иными словами, за пределами госслужбы, которая оформляется контрактом, продолжаются отношения такой же службы, но они уже в силу казуистики нынешних российских законодателей превращаются в трудовые отношения с сохранением абсолютно всех благ и преимуществ, указанных в ТК РФ. Здесь проявляется неспособность последовательно применять или трудовую теорию, или же служебную теорию отношений правового характера на госслужбе.

По аналогии с госслужбой, которая допускается законодателем по отношению к муниципальным служащим, стоит подумать и о казусе, когда Президент РФ назначает собственным указом ректора творческой Академии. Необычный пример взаимоотношений государства с работой творческих союзов – это Указ Президента РФ от 10.06.1995 года № 585 «О Российской академии живописи, ваяния и зодчества», в котором говорилось о том, что учитывая огромное значение архитектуры и изобразительного искусства, а также большой роли Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества Министерства культуры РФ в возрождении духовности российского общества необходимо установить, что ректор данной академии назначается на должность непосредственно Президентом РФ бессрочно; ректором данной академии назначается Глазунов И.С. Так как основное должностное лицо Академии было назначено иным лицом, которое обладает государственной властью, а также действующим от имени государства, то таковой ректор, конечно же, становится госслужащим, независимо от того, попадает ли он согласно законодательству в их число либо же не попадает.

Замечание 3

Но назначение на любую должность, в частности и в общественных органах, на пожизненный срок – это признак отношений монарха с собственным двором.

Есть и специфические особенности трудоустройства бывшего чиновника после оставления им госслужбы. Для борьбы со скрытой зависимостью чиновника, на службе отвечающего за регулирование деятельности частной компании, от его личных интересов в данной компании (то есть очевидный конфликт интересов), в некоторых государствах есть ограничения и на «период охлаждения» с тем, чтобы частная компания не имела права «расплатиться» с чиновником с помощью предоставления ему работы сразу же после увольнения с должности государственной. «Периодом охлаждения» называют время после ухода чиновника с госслужбы, на период в который на него по-прежнему распространяются ограничения на трудовые права.

Как правильно уволиться по собственному желанию?

Статья 36 Федерального закона №79-ФЗ позволяет государственному служащему расторгнуть контракт с нанимателем и уволиться со службы по собственному желанию. Данная статья повторяет положения статьи 80 Трудового кодекса РФ.

Имеет ли особенности процедура ухода государственного служащего по собственному желанию и в чем они заключаются, рассказано далее.

Для того, чтобы прекратить служебные правоотношения, служащему необходимо за две недели сообщить о принятом решении нанимателю, представив письменное заявление об увольнении. До истечения двухнедельного срока служащий вправе отозвать свое заявление и продолжить работать.

Если на его место уже приглашен иной сотрудник, служащий подлежит увольнению.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка №1. При увольнении сотрудника по сокращению штата необязательно брать с него роспись, достаточно устного уведомления.

Нет, обязательно должно быть составлено письменное уведомление на каждого работника, в противном случае действия работодателя будут признаны незаконными. Пример:

Артемьева О.И. замещала должность начальника методического отдела Департамента спорта. Приказом нанимателя она была уволена по п. 6 ст. 33 ФЗ «О госслужбе», уведомления о сокращении численности штата она не получала. Впоследствии она обжаловала действия руководителя в суде, и суд принял решение о восстановлении работницы по двум основаниям:

  • Ей не предлагались вакантные должности.
  • Она не была оповещена в письменном виде о сокращении

Ошибка №2. Сотрудника можно уволить за однократный прогул.

Если служащий допустил прогул только один раз и объяснил причину, теоретически его можно уволить, но на практике в большинстве случаев при обращении в суд нарушителям удается восстановиться на работе. Разумнее применить другое дисциплинарное взыскание – замечание или выговор.

До окончания срока по указанной дате, которая прописана в контракте, госслужащий должен быть уведомлен за неделю до этого момента. Любой отсчет срока действия начинается с момента подписания документов.

Досрочное увольнение возможно при наличии определенных причин. В большинстве случаев досрочного расторжения потребуется предупредить сотрудника за пару месяцев. Также есть вариант не предупреждать его о расторжении, но такой вариант возможен только при письменном согласии увольняемого.

Варианты расторжения контракты в досрочном режиме могут быть разными:

  • возвращение основного работника;
  • нетрудоспособность замещающего, за исключением случаев прописанных в законодательстве;
  • грубые нарушения обязанностей;
  • несоответствия в психологической или профессиональной квалификации;
  • не сдана аттестация или не набрано достаточного количества баллов при проверке.

Важно знать! Сотрудник сам может расторгнуть контракт на основе причин, которые должен указать в заявлении. Расторжение производится в таком случае по стандартному плану.

Также среди вариантов расторжения есть общепринятые правила. Сюда относится сокращение должности или же ликвидация организации. Стоит учесть, что при сокращении должности или реорганизации сокращаемому могут предложить другую должность при возможности.

Увольнение госслужащего по ходатайству представителя нанимателя

Если инициатором расторжения контракта является не служащий, а представитель нанимателя, необходимо руководствоваться основаниями, указанными в ст. 37 ФЗ №79-ФЗ. Здесь все зависит от конкретной ситуации:

  • Когда служащим было допущено однократное грубое нарушение (пребывание на работе в состоянии опьянения, аморальный поступок и т.д.), данный факт должен быть зафиксирован соответствующим актом. Также сюда входят прогулы без уважительных причин.
  • Если работник появился в нетрезвом виде, требуется заключение медкомиссии.
  • Нельзя расторгнуть контракт без предварительной служебной проверки с целью сбора доказательств вины сотрудника.
  • По окончании проверки составляется приказ о прекращении контракта, он отдается на подпись служащему.

Особенности процедуры

Служебные правоотношения, складывающиеся между государственным гражданским служащим и нанимателем, регулируются Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Прием, осуществление трудовой функции, а также увольнение со службы происходят в соответствии не с Трудовым кодексом РФ, а с названным законом. Общие основания увольнения государственных служащих перечислены в статье 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

Лиц, замещающих должности на государственной гражданской службе, следует отличать от лиц, служащих в правоохранительных органах и военных и военизированных организациях. Правоотношения, возникающие при исполнении ими своих обязанностей, регламентируются специализированным законодательством и не подпадают под Закон №79-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *