Камеральные проверки в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральные проверки в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Стоит понимать, что упрощенная ставка – это словно «красная тряпка» для налоговиков. Ведь отчисления в пользу бюджета в таком ракурсе серьезно сокращаются. И они будут проверять законность этой формы всеми доступными способами. Вот почему нелишним будет привлечение экспертов к заполнению деклараций, а также профессиональных юристов, которые смогут проконсультировать вас по всем аспектам этого формата налогообложения.

Подготовиться к интересу со стороны ФНС – это значит, полностью изучить весь регламент предстоящей процедуры. А он имеет несколько нюансов.

Помните, что несмотря на то, что это налоговая инспекция, проверить ИП они имеют право только в рамках текущих разрешительных документов. Нет санкций, документального подтверждения требований – вы вполне вольны их не исполнять. Если сотрудники обращаются к вам, так сказать, с личной просьбой, вы решаете – игнорировать ее или нет. Если же это вам абсолютно ничем не грозит, а также не тормозит рабочий режим компании, почему бы и не исполнить просьбу. Но в противном случае – отказывайте.

Если же подтверждение у налоговиков на руках, то ничем им не препятствуйте. Иначе это приведет к серьезным проблемам. Не стоит и пытаться заблокировать им доступ в помещение, не выдавать первичку на руки и так далее.

Как оспорить результат камеральной проверки

Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.

В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.

Документ, послуживший основанием для подачи возражений Кто подаёт возражения Срок подачи возражений
акт налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях лицо, совершившее налоговое правонарушение в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

Кого проверят в первую очередь

Справедливости ради нужно отметить, что есть фирмы на спецрежимах, которые налоговая не трогает годами. Это не значит, что ими вообще не интересуются. Просто при камеральных проверках деклараций УСН, ЕНВД, ЕСХН инспекторы не находят ничего подозрительного, и деятельность фирмы не вызывает вопросов.

В план выездных проверок УСН и других спецрежимов в первую очередь попадут компании, которые приближаются к пороговым значениям показателей, дающих право применять льготный налоговый режим. Это прописано в Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Еще очень важный критерий: если у налогового органа имеются сведения об участии «спецрежимника» в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) если результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о повышенной вероятности совершения налоговых правонарушений.

1С-WiseAdvice следит за показателями, сообщает клиентам о приближении к пороговым значениям и дает экспертные советы, как избежать рисков.

В группу риска фирма попадает, если приблизилась к пороговым значениям меньше чем на 5%, например:

  • при лимите доходов для «упрощенцев» в 150 млн руб. доход фирмы составил 145 млн руб.

Камеральная проверка при УСН

Применение УСН требует соблюдения определённых законодательных требований. Они установлены в главе 26.2 НК РФ, и самая часто возникающая проблема – это неправомерное использование данного режима. Поэтому инспектор в первую очередь станет смотреть, соответствует ли деятельность ИП установленным критериям.

Если обнаружится, что у предпринимателя должно было быть ОСН, то в таком случае оформляют акт и дополнительно начисляют все соответствующие налоги. Сюда же стоит добавить пеню и штраф за затягивание сроков. Как можно увидеть, подобный механизм проведения проверки в принципе характерен для любых режимов налогообложения, то есть какой-то особой специфики здесь нет.

Необходимо отметить, что УСН не предполагает ведение бухучёта. Что же касается налогового, то он осуществляется на базе учётной книги прибыли и расходов. Она может быть бумажной или же электронной — на усмотрение самого налогоплательщика. На основании установленных в этом документе сведений и заполняется годовая декларация. Вообще, при изучении обязанностей налогоплательщика следует ориентироваться на статью 23 НК РФ, поскольку там всё детально расписано.

Как проходит камеральная проверка?

При сдаче декларации в ФНС,инспектор просто принимает ее — на декларации ставится штамп, что ее приняли и срок сдачи не нарушен. Инспектор не проверяет полученные декларации, этим занимается отдел камеральных проверок. Когда к ним попадают декларации,они начинает проверять:

● Правильно ли вы заполнили декларацию

● Правильно ли поставили ставки налога

● Правильно ли рассчитали по этим ставкам налога и так далее

Абсолютно по каждой сданной декларации камеральщики проверяют контрольное соотношение цифр. Выискивают противоречия с теми данными, которые у них есть из других источников.

Например, вы подали нулевую декларацию по налогу на имущество и показали, что имущества у вас нет. В то же время у налогового органа лежит ваш баланс, в котором указаны основные средства с остаточной стоимостью. Одно противоречит другому. На такие несоответствия камеральный отдел проверяет каждую декларацию.

Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, она начинается сразу окончания отчетного периода.


Камеральная проверка ИП на ЕНВД

Учет при ЕНВД минимален, поскольку от прибыли величина налога не зависит, и осуществляется в произвольной форме. ИП без наличия сотрудников, помимо статистической отчетности, ведет и сдает для проверки каждый квартал декларацию (не позже 20 числа после отчетного квартала). Здесь он обязан отражать уплачиваемые налоги, характерные для ЕНВД.

Вид налогового платежа Особенности уплаты

Вменённый налог

Уплачивается ежеквартально

Страховые взносы

Фиксированные платежи, которые уплачиваются ежегодно

НДФЛ

Перечисляется с зарплаты работников (если они есть) вместе с обязательными взносами на соцстрахование

Когда ЕНВД совмещается с другими спецрежимами (УСН, ОСНО и т. д.), ИП ведет и сдает налоговикам отчетность по каждому из них отдельно. Соответственно, при камеральной проверке инспектор будет проверять представленную документацию по всем режимам (при совмещении разных видов деятельности) или только декларацию по ЕВНД, если применяется только этот режим.

Сроки проведения камеральных налоговых проверок

Общий срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца.

По ряду налоговых деклараций устанавливается сокращенный срок проведения камеральных проверок. В частности, в отношении декларации по НДС такой срок составляет 2 месяца с момента подачи декларации. Данный срок, если ИФНС выявит в декларации какие-либо несоответствия и ошибки, может быть продлен до 3 месяцев (абз. 5 п. 2 ст. 88 НК РФ). Если же речь идет о налоговой декларации по НДС, которую представляет иностранная организация, поставленная на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, срок камеральной проверки увеличивается до 6 месяцев.

Срок, отводимый на проведение проверки, отсчитывается со дня представления в ИФНС налоговой декларации/расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Сроки камеральной проверки налоговой декларации

Согласно нормам НК России, а именно: его статьей 88, установлен определенный срок, а также порядок проведения КНП. Она может быть начата с момента получения декларации по тому или иному налогу без дополнительных санкций, предупреждений и разрешений. При этом сроки камеральной проверки налоговой декларации ограничиваются тремя месяцами с момента поступления в ФНС соответствующего отчета. Это означает, что сотрудники налогового органа не могут проверять в камеральном формате декларации, которые были поданы полгода или год назад.

В процессе такой проверки данные из декларации сопоставляются друг с другом, а также с данными других налоговых отчетов. Особенно тщательно проверяются показатели и алгоритмы расчета, которые были введены в налоговое законодательство незадолго до подачи отчета плательщиком налогов. Что касается сроков оповещения субъекта предпринимательства о результатах проверки, то если никаких нарушений не было найдено, налогоплательщик не уведомляется ни о самом контрольном мероприятии, ни о его результатах. При выявлении нарушений, применяются следующие сроки:

  • составляется акт по результатам КНП в течение 10-ти дней с даты ее окончания;
  • один экземпляр акта передается проверяемому субъекту в течение 5-ти дней с даты его подписания;
  • субъект бизнеса может оспорить акт, подав письменные возражения в течение тридцати дней с момента его получения;
  • глава налогового органа выносит решение по итогам КНП и рассмотрения возражений в течение 10-ти раб. дней с момента завершения срока оспаривания акта КНП.

При этом сотрудники налоговой должны оповестить плательщика налогов о том, где и когда будут рассматриваться документы по камеральной налоговой проверке его декларации. Глава налоговой службы может вынести решение о том, чтобы привлечь субъект предпринимательства к ответственности или о продлении срока анализа материалов КНП. Кроме того, руководитель территориального органа ФНС по итогам рассмотрения документов проверки может прийти к необходимости провести дополнительную проверку или иное мероприятие налогового контроля.

Сроки камеральной проверки налоговой декларации

Порядок проведения камеральной проверки прописан в статье 88 Налогового кодекса.

Сроки проверки налоговой декларации составляют 3 месяца со дня представления отчета в налоговый орган. Причем старт процедуры происходит автоматически, никакого специального уведомления фирме или ИП не посылают.

На первоначальном этапе проводится форматно-логический контроль полученной декларации. Кстати говоря, отчеты, подаваемые в электронном виде, часто проверяются на предмет логики построения еще на этапе отправки. Такая функция «зашита» в ПО, обеспечивающее передачу данных, и налогоплательщик сам может отследить ошибки, которые носят чисто технических характер.

Смысл проведения форматно-логического контроля в том, что различные блоки большинства отчетов имеют четкую взаимосвязь, и указываемые в тех или иных строках значения можно проследить и в других частях декларации.

Например, если говорить о камеральной проверке налоговой декларации по налогу на прибыль, то в листе 02 отчета указываются доходы и расходы и, как итог, выводится налоговая база. Доходы расшифровываются дополнительно в приложении №1 к листу 02, а расходы – в приложении №2. Таким образом показатели в разных частях декларации должны совпадать. Размер же налога, рассчитанного по итогам, например, года, должен совпадать суммарно с поквартальными авансовыми платежами. Проверка декларации по налогу на прибыль в этой связи не является чем-то уникальным, подобных примеров можно привести много, причем по всем видам налоговых отчетов.

Если явных нестыковок в отчете нет, а данные в нем не вызывают у инспекторов подозрений в занижении налоговой базы, то отчет принимают, и на этом камеральная проверка считается оконченной. Об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки контролеры опять же не уведомляют.

Налоговые проверки упрощенца и новая ст. 54.1 НК РФ: на что обратить внимание

Ст. 54.1 появилась в НК РФ совсем недавно (введена законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ) и посвящена вопросам необоснованной налоговой выгоды.

С понятием «необоснованная налоговая выгода» вы познакомитесь в материале «Презумпция добросовестности налогоплательщика — новая статья в НК РФ».

Контролеры при проведении камеральных и выездных проверок будут собирать доказательства реальности сделок, а также с особой скрупулезностью искать подтверждения умышленного ухода от налогов.

К примеру, «упрощенца» могут заподозрить в умышленном уходе от налогов, если он раздробил свой бизнес исключительно с одной целью – снизить налоговую нагрузку посредством применения специальных налоговых режимов. На это прямо указывают сами контролеры в своем письме от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650 (п. 13.2 Методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщиков, направленном на неуплату налогов).

Получите бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс и узнайте 17 критериев оценки дробления бизнеса, на которые ориентируются налоговики при проведении проверки.

Таким образом, «упрощенцу» нужно быть готовым доказать разумную деловую цель своих действий (например, цель дробления бизнеса), а также позаботиться о документальном обосновании реальности своих сделок, подтвердить должную осмотрительность при выборе контрагентов и т. д.

Получить полное представление о том, как инспекции теперь будут обосновывать свою позицию в спорах с налогоплательщиками с учетом ст. 54.1 НК РФ, и подготовиться к таким спорам вам поможет аналитический обзор, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

Сверка остатков по товарам в БУ и УСН

Применяя упрощенную систему налогообложения с видом Доходы — Расходы

может возникнуть иллюзия простоты ведения учета. Однако грамотное ведение учета на «упрощенке» совсем не простое занятие. Для соблюдения всех принципов, необходимых для принятия в расходы для целей УСН, не хватает анализа данных только бухгалтерского учета. Для этой цели в программе предназначен специальный регистр —
Расходы при УСН
. Этот регистр нужно специальным образом анализировать, контролировать и строить по нему отчеты, чтобы получить информацию по учету УСН. Существующий в программе отчет
Анализ состояния налогового учета по УСН
хоть и пытается показать в наглядной форме все элементы принятых расходов, но по нашему мнению его не достаточно и мы предлагаем цикл статей в котором расскажем несколько «секретных» проверок учета по УСН, без которых не получится организовать чистый и прозрачный учет по УСН.

Упрощенка: налоговая декларация при УСН

Экономический смысл данного налога заключается в том, чтобы независимо от произведенных расходов налогоплательщик уплатил в бюджет минимальный платеж, равный 1% полученного за налоговый период дохода. Минимальный налог уплачивается, если за налоговый период сумма налога, исчисленного в общем порядке, меньше суммы минимального налога. Таким образом, «упрощенцу» надо понимать, что при получении любых доходов независимо от величины расходов в бюджет придется уплатить налог в сумме 1% полученных доходов.

Публикация методик и формул контроля показателей отчетности стала очередным шагом ФНС в рамках реализации клиентоориентированного подхода при взаимодействии с налогоплательщиками и повышения налоговой грамотности. ФНС рассчитывает, что указанные формулы и расчеты будут внедрены в существующие бухгалтерские программы, как разрабатываемые налогоплательщиками самостоятельно, так и создаваемые для них специализированными IT-компаниями. Налогоплательщики, заполняя налоговые декларации в применяемых ими программах, смогут увидеть ошибки и исправить их до представления отчетности в налоговые органы. Это позволит налогоплательщикам избежать излишней переписки с налоговым органом и необходимости представлять уточненные декларации для исправления ошибок, а налоговым органам — сократить издержки налогового контроля и оптимизировать работу по другим направлениям деятельности ФНС.

Камеральная проверка ИП на УСН, ЕНВД, ПСН и после его закрытия

Камеральный контроль (НК РФ, ст.88) ИП проводится регулярно по мере сдачи им отчетности в налоговых органах. ИП предписание (уведомление) при этом не вручается. Предприниматель может об этом и не знать. В данной статье мы рассмотрим как осуществляется камеральная проверка ИП на различных режимах налогообложения: УСН, ЕНВД, ПСН и после закрытия.

Отреагировать ИП должен в течение 5 дней после вручения требований. Разъяснения ИП может дать в письменном виде, по телефону или в устной форме, посетив проверяющего инспектора в налоговой службе. За нарушение сроков и непредставление информации (документов) ИП привлекается к ответственности. При обнаружении правонарушений проверяющий обычно составляет акт камеральной проверки, доначисляет налоги.

Штрафы, если документы не представлять при проверке декларации по УСН

— Могут ли налоговики оштрафовать фирму или предпринимателя, если они не представят требуемые документы или пояснения?

— Да, могут. Санкции для фирм и бизнесменов установлены статьей 126 НК РФ: 200 руб. — за каждый непредставленный документ или 10 000 руб. — за отказ представить документы и пояснения. А лично бухгалтера могут оштрафовать по статье 15.6 КоАП РФ на сумму от 300 до 500 руб. Кроме того, отсутствие без объективных причин пояснений может быть основанием для проведения в отношении юрлица или коммерсанта выездной налоговой проверки (п. 9 раздела 4 Концепций системы планирования выездных проверок, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) (далее — Концепции планирования выездных проверок).

— А как быть, если запрашиваемых документов нет, например они сгорели при пожаре? Тоже платить штраф?

—В таком случае нужно подготовить мотивированный ответ, что документы представить невозможно. Поскольку компания (бизнесмен) ими не располагает (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). И изложить свою причину — наводнение, пожар и пр. А также указать, что ведутся работы по восстановлению документов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *