Как правильно осмотреть перед рейсом водителя автобуса в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно осмотреть перед рейсом водителя автобуса в 2023 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.
Алгоритм организации предварительных и периодических медосмотров
Представим порядок организации периодических медосмотров в виде пошагового алгоритма.
Шаг 1. Определить ответственного за организацию медосмотра (работодатель определяет самостоятельно).
Шаг 2. Заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение медицинских осмотров.
Шаг 3. Составить перечень рабочих мест и профессий, связанных с воздействием на работника вредных и (или) опасных производственных факторов для каждого рабочего места (профессии).
Шаг 4. Составить и утвердить (работодателем) список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам.
Шаг 5. Составить и утвердить (работодателем) список работников, подлежащих периодическим осмотрам (до введения в действие приказа назывался контингент).
Шаг 6. Направить этот список не позднее 10 рабочих дней после утверждения работодателем в территориальный отдел Роспотребнадзора по фактическому месту нахождения работодателя.
Шаг 7. Составить и утвердить (работодателем) поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам (взаимосвязан с шагом 5).
Шаг 8. Направить поименные списки в медицинскую организацию (с которой заключен договор на проведение медицинских осмотров), согласовать календарный план и ознакомить с ним работников (только для периодического осмотра).
Шаг 9. Оформить и выдать работникам направления на медосмотр.
Шаг 10. Получить результаты медосмотра (заключение, заключительный акт).
Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле
Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.311 КоАП:
3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
Обратите внимание, наказание накладывается:
- на водителя — 3 000 рублей,
- на контролера — 5 000 рублей,
- на юридическое лицо или ИП — 30 000 рублей.
Лучше всего для получения подробной информации посещать официальные сайты медицинских учреждений. На любой странице обязательно найдётся раздел, посвящённый различным видам медицинских осмотров для сотрудников перед рейсом. Главное чтобы были сведения и о сертификации таких специалистов.
Для каждого региона действуют свои правила прохождения медосмотров. И каждый специалист имеет право устанавливать свою цену.
На сайтах вывешивают подробные сведения относительно таких факторов:
- цена услуги;
- используемое оборудование;
- квалификация врачей;
- информация о дипломах и сертификатах.
Окончательный выбор делает руководитель, либо сами водители.
Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован
Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.
Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.
Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.
Как проводить предрейсовый осмотр водителей: порядок действий
Процедура предрейсового медосмотра водителей включает в себя:
- проверку шофёра на наркотическое и алкогольное опьянение;
- измерение его температуры и давления;
- визуальную проверку фактического состояния здоровья и его возможности сесть за руль;
- расспросы водителя о самочувствии и возможных жалобах.
Результаты медосмотра
Предрейсовые медицинские осмотры водителей завершаются решением о:
- допуске сотрудника к управлению транспортным средством;
- или временном отстранении шофёра от его должностных обязанностей.
Какие законы регламентируют удаленный предрейсовый медосмотр водителей?
Согласно ч. 7 ст. 23 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, которые предусмотрены ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны и здоровья» (далее — Федеральный закон № 242-ФЗ).
Федеральным законом № 242-ФЗ предусмотрено создание правовых основ использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере охраны здоровья граждан. Также данный Закон определяет цели применения телемедицинских технологий, включающие дистанционное взаимодействие медицинских работников друг с другом, а также с пациентами.
Так, согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе применением телемедицинских технологий, под которыми понимаются информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента (п. 22 ст. 2 Закона № 323-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. № 965н утвержден порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н.
В пункте 15 приказа предполагается возможность ведения журнала предрейсовых осмотров в электронном виде.
>
Существующими нормативными правовыми актами в сфере проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров их проведение с применением телемедицинских технологий не запрещено.
Также в настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект Федерального закона № 271597-7 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». В частности, указанный законопроект предполагает включение в Закон следующего положения: «Допускается проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с применением телемедицинских технологий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи».
Указанный проект Федерального закона является заключительным актом внедрения дистанционного медицинского контроля водителей транспортных средств, обязанных проходить предрейсовый (послерейсовый), предсменный (послесменный) медосмотр.
Медосмотр для водителей в 2020 году – какой положен
Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.
Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2019 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:
- Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
- Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
- Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
- Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
- Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.
Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.
Ответственность работодателя
Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.
Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:
- на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
- на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
- на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.
Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:
- на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
- на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
- на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.
В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:
- на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
- на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.
Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей
2020.11.23 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Документ вступает в силу 1 января 2021 года.
14.3. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:
- наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
13.3. К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.
13.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.
К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).
К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.
В новой редакции формулировка стала менее понятной, поэтому рассмотрим старые и новые требования в виде таблиц.
Образование | Специальность | Дополнительные требования |
среднее профессиональное | 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | — |
не ниже среднего профессионального | по специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года |
не ниже среднего профессионального | любая специальность | диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств |
Что по поводу дистанционного медосмотра говорят в Ространснадзоре?
Представители Ространснадзора отмечают, что дистанционный комплекс, который используется для прохождения медицинских осмотров, как предрейсового, так и послерейсового, не является законным, и рассматривается только как дополнительная мера внутреннего контроля. Такие осмотры носят исключительно рекомендательный характер.
Данное сообщение было опубликовано в связи с тем, что в различных информационных источниках появилась реклама дистанционных комплексов, используемых для полноценного медосмотра водителей транспортных средств. Якобы действующий текст законов, который используется для манипулирования гражданами, показывающий правомерность данного медосмотра, на самом деле не имеет правового подтверждения.
На территории Российской Федерации действуют требования, которые определены в законодательстве Российской Федерации. Фейковые публикации вводят в заблуждение перевозчиков, которые сталкиваются с процедурой обязательного медосмотра. 15 декабря 2018 года был утвержден приказ Министерства здравоохранения России. Он фигурирует в реестре под номером 835н и указывает на то, что юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не может быть произведен медицинский осмотр с использованием дистанционных комплексов. Данная процедура при наблюдении определенных нарушений будет считаться незаконной.
Требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей
Готовя помещение и закупая оборудование сохраняйте акты (технические документы) о характеристиках материалов. Их могут запросить при проведении проверки, как свидетельство соблюдения санитарных норм, соответствующих требуемым стандартам. Основные из них:
- Минимальные габариты помещения для проведения ПМО: 12 м2; высота — 2,6 м; лаборатория + санузел — 6 м2.
- Комбинированное освещение: большое окно (жалюзи) и электрическое, соответствующее стандартам КЕО.
- Гладкие моющиеся стены и полы из рекомендуемых материалов, соответствующих техническим и гигиеническим нормам.
- Комната оборудована кушеткой, офисной мебелью, телефоном, светильниками и прочим оборудованием.
Санитарно-эпидемиологические требования к помещению медкабинета СанПиН 2.1.3.2630-10 для проведения
предрейсового медицинского осмотра
- Высота помещений: не менее 2,6 м.
- Общая площадь — 18 м2: кабинет — 12 м2; комната для забора биологических сред, совмещенная с санузлом — 6 м2. Желательно иметь отдельный вход с улицы и комнату ожидания (коридор).
- Освещение искусственное и дневное с соблюдением коэффициента естественного освещения (КЕО).
- Для защиты от слепящего солнечного света и перегрева наличие солнцезащитных козырьков (жалюзи).
- Поверхность стен, полов, потолков гладкая, без шероховатостей и дефектов. Легкодоступная для влажной уборки, включая обработку дезинфицирующими средствами. (Учитывая работу в условиях пандемии желательно использовать ультра-фиолетовые лампы для обеззараживания помещений).
- Покрытие пола: прилегает к основанию; закругленное сечение сопряжение стен и полов; герметические швы; запаянные стыки линолеума.
- Отделка в местах установки раковин: керамическая плитка (влагостойкий материал) — 1,5 м от пола; ширина не менее 20 см с боковых сторон.
Примечание: К помещению предъявляется много требований, которые необходимо выполнить. Сверяйтесь с документом СанПиН в актуальной редакции (нормативы могут меняться).
Порядок отстранения водителя от управления автотранспортом
При выявлении противопоказаний и отсутствии допуска на управление транспортом медработник сообщает об этом руководителю организации в письменной форме. Факт непрохождения медосмотра или уклонения от него должен быть зафиксирован документально.
Сам больной может быть отправлен домой, направлен в больницу или поликлинику по месту жительства для лечения. Ему выдается уведомление о не допуске к работе, в котором прописаны:
- ФИО и должность;
- информация о необходимости пройти периодический медосмотр;
- дата, с которой работник будет отстранен;
- возможность лишения зарплаты на период отстранения водителя от управления ТС, когда такое предвидится.
Также выдается справка, где указано время освобождения, причина отстранения, основание: состояние опьянения, болезнь, полученная травма или симптомы простудного (вирусного) заболевания. Пишется документ в свободном изложении или по форме.
Законодательные нормы
Требования о проведении обязательных медосмотров содержатся в Федеральном законе №196-ФЗ от 10.12.95. Данный нормативно-правовой акт предписывает индивидуальным предпринимателям и коммерческим организациям осуществлять предрейсовые, послерейсовые и текущие медобследования водителей. Порядок проведения медосмотров регламентируется следующими документами:
-
Письма Минздрава от 20.01.02 и 21.08.03;
-
Трудовой кодекс России (статья 213 и др.);
-
Постановление Правительства Российской Федерации №30 от 22.01.07;
-
Приказы Министерства здравоохранения РФ от 14.07.03 и 15.12.14.
Нарушение алгоритма проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств влечет административную ответственность, определяемую ст. 11.32 КоАП России. Отсутствие своевременно проведенного медицинского осмотра станет причиной возбуждения уголовного дела по ст. 143 УК России.