Правила дорожного движения в РФ 2023 года (последняя редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила дорожного движения в РФ 2023 года (последняя редакция)». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Разобравшись с тем, как правильно въезжать на перекресток с круговым движением, необходимо определиться как совершать выезд с этого участка дороги. В правилах дорожного движения четко прописано, что выезд с перекрестка производится исключительно из правого ряда. Прежде чем перестроиться в соседний ряд, водитель должен объективно оценить ситуацию на дороге и пропустить все автомобили, движущиеся справа.

Нерегулируемые перекрестки

п 13.9 ПДД. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

Абзац утратил силу с 8 ноября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 26 октября 2017 г. N 1300

п 13.10 ПДД. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

п 13.11 ПДД. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11.1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

п 13.11.1 ПДД. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

В чём суть поправок в ПДД

Теперь проезд по кольцу привели к единому правилу — когда на выезде на кольцо висит знак «Круговое движение», кольцо считается главным, то есть при выезде все обязаны пропустить тех участников движения, которые уже движутся по кольцу. Это если говорить о перекрёстке дорог, где нет светофоров и знаков, определяющих, где главная дорога.

Но, есть и перекрёсток, где нет светофоров, но есть определение главной и второстепенной дороги. Здесь, помимо знака 4.3, есть и знаки приоритета, указывающие, какая дорога главная и какая второстепенная. В таком случае во время движения ориентируемся на знаки. На второстепенной дороге пропускаем те машины, которые едут по главной, как следует из ПДД. В случае если знаки указывают главной или второстепенной сразу две дороги, приоритет у авто справа, согласно правилам дорожного движения.

Существуют два основных правила для обоих типов перекрестков:

  1. Запрещается пересекать ограничительную линию, выезжать в зону перекрестка. Если интенсивность движения достаточно высока, это может привести к образованию пробок. Исключение составляют случаи, когда мотоциклист уверен, что собирается покинуть перекресток (повернуть налево или направо, выполнить маневр U). Согласно новым правилам, на перекрестках появятся специальные знаки — «вафли», определяющие границы участка, внутри которого могут двигаться участники дорожного движения. Несоблюдение этого правила наказывается штрафом в размере одной тысячи рублей.
  2. Если автомобилист решает повернуть налево или направо, он обязан пропустить пешеходов на этом участке проезжей части. И неважно, есть ли знак или зебра.

Лирическое отступление

Не могу не затронуть тему подготовки водителей во многих автошколах, которая сводиться в натаскивании на сдачу теоретического экзамена, то есть экзаменационного билета из 20 вопросов, на которые отводиться 20 минут времени. Усреднено получается 1 минута на вопрос. В билете обязательно есть 3 вопроса на тему «проезд перекрестков» — это 13, 14 и 15 вопросы каждого билета, в которых моделируется ситуация проезда того или иного пересечения. То, есть на решение импровизированной дорожной задачи – 1 минута, в реальных дорожных условиях, задачу по определению очередности проезда необходимо решить за 1–2 секунды, а в некоторых ситуациях и за доли секунды. Я лично такую подготовку считаю неверной: в первую очередь доскональное изучение ПДД, а только потом решение задач.

Перекресток с разделительной полосой

Многим интересно, разрешается ли разворот на перекрестке где есть разделительная полоса? Такой тип перекрестка встречается все чаще, и водители теряются, когда видят непривычный для себя объект. Но бояться не нужно и разворачиваться на подобном перекрестке можно. Иногда на них дополнительно устанавливаются светофоры, чтобы водители не терялись. Хотя прежде чем делать разворот, нужно посмотреть на проездную часть. От того какой на ней тип движения, следует выбирать дальнейшую траекторию.

Например, когда разворачиваетесь через встречный поток, обязательно пропускайте автомобили приоритетного значения, вне зависимости от того, какая у вас траектория движения. А чтобы это было проще сделать, следует выбрать относительно большой радиус для разворота. Разворачиваться стоит после пересечения разделительной полосы, чтобы избежать выезда на встречку. Чтобы было проще ориентироваться, следите, чтобы полоса была слева.

Что такое перекрёсток с круговым движением

Перекрёсток с круговым движением – это пересечение, разветвление или примыкание путей, размещённых на одном уровне.

Участки очень опасны: скорость продвижения падает, пропускная способность снижается, возникает путаница при пересечении полос, что в целом приводит к увеличению числа ДТП. Чтобы снизить вероятность аварий, образуют кольцевые пересечения.

Чем это лучше:

  • движение только в одном направлении – это разгружает главную дорогу и упрощает соблюдение других правил движения;
  • отсутствие манёвров – допускается собственно въезд или съезд, то есть опять-таки порядок движения проще, но строже;
  • все правила пересечения участка имеют визуальное отображение – на знаках.

Кольцевой перекрёсток включает следующие компоненты:

  • центральный островок – вокруг него организуется транспортный трафик;
  • устьевые направляющие островки – сооружаются на въездах и съездах;
  • безопасные зоны для пешеходов – располагаются на устьевых островках и разделительных полосках безопасности;
  • собственно въезды и выезды;
  • окружная проезжая;
  • внутренний круг;
  • правоповоротная часть;
  • разделительная полоска – обычно наличествует на главной дороге.

Как таковой, термин «круговой перекрёсток» не используется. Есть перекрёсток обычный и с движением по окружности. Последний обозначается дорожным указателем – с изображением стрелок, поясняющих направление пересечения.

Внимание! Если перед участком с пересечением и примыканием дороги такой знак отсутствует, это не кольцо. Дорога рассматривается как серия перекрёстков, которые нужно преодолевать последовательно. Здесь действуют другие ПДД.

Можно ли развернуться перед кругом

ПДД по кольцу в принципе разрешает разворот перед кругом, однако манёвр это небезопасный.

ПДД границы перекрёстка – это начало закругления автодороги. И если направление на окружной развязке против часовой, а это происходит в большинстве случаев, то двигающаяся машина уже попала на круг и не может перемещаться против траектории. Если на дорожном символе стрелки повёрнуты по часовой, у автомобиля имеется место для манёвра.

Перед разворотом нужно изучить схему перекрёстка:

  • есть ли здесь площадь для разворота перед выходом на круг;
  • не действуют ли дополнительные ограничения, запрещающие разворот: остановка автобуса, переход для пешеходов.

На рисунке приведена образец кольца, где разворот категорически запрещён.

Проезда регулируемых перекрестков: основные правила

Двигаясь по регулируемому перекрестку, автолюбитель обязан соблюдать ряд правил ПДД:

  • пересекая трамвайные пути, пропустить трамвай, который едет в любом направлении на разрешающий сигнал;
  • поворачивая налево или направо по зеленой стрелке, уступить дорогу автомобилям, движущимся ему наперерез с других направлений. Это касается и трамвая;
  • осуществляя движение, ориентироваться как на разрешающий сигнал светофора, так зеленую стрелку в боковой секции (при наличии), а также жест регулировщика «Путь свободен»;
  • сворачивая налево или направо на разрешающий сигнал светофора, горящий вместе с зеленой стрелкой, он получает приоритет – пропускать другие машины ему не нужно.

Новички боятся разворачиваться на перекрестке не только вследствие страха попасть в аварию, но и по причине возможности получить крупный штраф. Если порядок действий при выполнении маневра был серьезно нарушен, то зафиксированная ошибка может стоить водителю даже водительского удостоверения. Все виды ответственности прописаны в статье 12.16 КоАП РФ.

Если автомобилист, перемещаясь по внешней траектории, при развороте попадает в свою полосу движения и случайно пересекает двойную сплошную линию разметки перпендикулярной дороги, то его ждет наказание. Оно не будет расцениваться как выезд на встречную полосу, но размер штрафа в 2023 году за такое нарушение составит от 1000 до 1500 руб.

Возможные нарушения ПДД

Ситуации, которые наиболее часто встречаются на практике:

  • автомобиль выезжает на перекресток, на котором присутствует затор, и перекрывает движение ТС в поперечном направлении. Выход из ситуации – даже при включении зеленого сигнала светофора остаться на прежнем месте (до границ перекрестка) и выждать пока затор несколько уменьшится;
  • подмена понятий «перекресток» и «выезд с прилегающей территории». Они не равнозначны и на них действуют различные правила. При выезде с парковки или со двора, пропустить всех должен именно выезжающий автомобиль. Правило «правой руки», в этом случае не действует;
  • при въезде на перекресток на разрешающий сигнал светофора или жест регулировщика и последующем наступлении запрещающего сигнала, водитель не должен останавливаться в центре пересечения и пропускать другие транспортные средства. Его обязанность – завершить маневр, вне зависимости от сигнала на выезде с пересечения;
  • остальные участники движения в ситуации, описанной выше, обязаны пропустить всех кто не успел завершить маневр;
  • если на перекрестке есть светофор, но в один из дней он перестал работать, то такой перекресток автоматически приравнивается к нерегулируемым. Предыдущие правила его проезда аннулируется (до момента начала работы светофора) и начинают действовать новые. Проезд «по привычке» будет считаться нарушением. Правило действует и в обратном направлении.

Правила проезда перекрестков в картинках

13.1.

Если автомобиль поворачивает в одну из сторон, он должен пропустить пешеходов и людей, перемещающимся на вело транспорте, которые пересекают проезжую часть, на которую он хочет повернуть.

Это правило работает абсолютно на всех перекрестках. Однако, некоторые перекрестки регулируются специальными светофорами для пешеходов и велосипедистов. В этом случае они обязаны передвигаться при разрешающем сигнале.

13.2.

Согласно ПДД правилам проезда перекрестков, водителю нельзя выезжать на пересечение проезжей части и зоны перекрестка (разметка 1,26), если впереди наблюдается затор. Это заставит водителя остановить транспортное средство, соответственно, движение для машин, движущихся поперечно, будет затруднено. Исключением является поворот в любую из сторон.

13.3.

Если на перекрестке функционирует светофор или регулировщик, его называют регулируемым. Если светофор демонстрирует желтый мигающий или устройство не работает, автомобилисты должны пользоваться правилами, согласно которым используются знаки в порядке приоритета.

Так, нередко не перекрестках монтируют приоритетные знаки, которые являются главными, если светофор по тем или иным причинам работает некорректно или вовсе выключен.

ДТП на пешеходном переходе

Одно из самых тяжких правонарушений в области ПДД РФ считается наезд на пешехода. В зависимости от исхода подобного ДТП, будут совершенно разные последствия:

  • Гражданская ответственность. Она представляет собой возмещение ущерба здоровью, причиненному в результате наезда. В данном случае, шофер может быть не виновным, но судебная практика показывает, водителя могут признать виновным, но не наказать рублем или уменьшить сумму возмещения.
  • Административная ответственность. Если пешеходу был нанесен легкий или ощутимый вред здоровью, то водителю грозит штраф до 5 тысяч рублей или лишение прав на 1-1,5 года. Средний вред здоровью «обойдется» автовладельцу в 10-25 тысяч рублей. Прав могут лишить сроком до 2-х лет.
  • Уголовная ответственность. Наступает, когда водитель нанес тяжкий вред здоровью или убил пешехода. Наказанием будет ограничение свободы до 3-х лет или лишение свободы до 7-ми лет.

Практически во всех случаях виновнику грозит возмещение ущерба пострадавшему или родственникам погибшего.

Если виновник был в этот момент пьяным, то это является отягощающим обстоятельством, которое только прибавит срок заключения, если человек погибнет. Отказавшийся от медицинского освидетельствования автовладелец, автоматически приравнивается к пьяному.

Три признака главной дороги:

  1. Автомагистраль, обозначенная знаком 5.1, всегда является главной по отношению ко всем остальным дорогам, которые примыкают к ней.
  2. Дорога с твердым покрытием (асфальт, бетон, щебень, брусчатка и т.п.) всегда является главной по отношению к пересекаемой или примыкающей грунтовой дороге, при условии, что на перекрестке отсутствуют знаки приоритета и знак 1.6.
  3. Дорога, обозначенная перед перекрестком знаками приоритета 2.1, а вне населенных пунктов — также знаками 2.3.1- 2.3.7 (2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.5, 2.3.7, всегда является главной по отношению к пересекаемой или примыкающей дороге. Дорога, которая обозначена знаками 2.4 или 2.5, всегда является второстепенной. Знаки 2.1, 2.4 и 2.5 устанавливаются непосредственно перед перекрестком, а 2.3.1 — 2.3.7 на расстоянии 150 — 300 метров до него.

На некоторых перекрестках главная дорога может поворачивать влево или вправо. В таком случае знаки приоритета устанавливаются с табличками 8.13 «Направление главной дороги»: знак 2.1 — с табличкой 8.13 , а знаки 2.4 или 2.5 — с табличкой 8.13.

Главная дорога показана на этих табличках толстой линией, а второстепенные дороги — тонкими. Если знаки 2.1, 2.4 или 2.5 установлены без табличек 8.13, то вы можете быть уверены, что ни главная, ни второстепенная дорога на данном перекрестке не меняет направления.

Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т. п.), а знаков приоритета на перекрестке нет, то в целях безопасности он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Выезд с регулируемого перекрестка

Выезд с регулируемого перекрестка определяется направлением вашего дальнейшего движения. Трамваи между собой, а безрельсовые транспортные средства — между собой разъезжаются по следующим правилам:

  • водитель, движущийся прямо, не уступает дорогу никому;
  • водитель трамвая или безрельсового ТС, поворачивающий направо, уступает дорогу только пешеходам и велосипедистам, продолжающим движение прямо;
  • водитель, поворачивающий налево, уступает дорогу встречным транспортным средствам (в том числе выполняющим правый поворот), а также пешеходам, продолжающим движение прямо;
  • водитель, выполняющий разворот, уступает дорогу только встречным транспортным средствам.

Действия водителя при переключении светофора

Въехав на перекресток на разрешающий сигнал светофора (в том числе на мигающий зеленый), водитель должен освободить перекресток, даже если светофор переключился на запрещающий сигнал, при условии, что на пути его следования через перекресток нет стоп-линий.

Однако при наличии стоп-линии после того как включился запрещающий сигнал, водитель обязан остановиться перед ней и возобновить движение только после того, как снова загорится зеленый свет.

Этим же правилом нужно руководствоваться на перекрестке с регулировщиком.

С учетом сказанного выше, на перекрестках с интенсивным движением при необходимости повернуть налево или развернуться на зеленый свет рекомендуется следующая последовательность действий:

ШАГ 1 ШАГ 2 ШАГ 3
Водитель въезжает на перекресток по разрешающему сигналу светофора, останавливается на середине перекрестка, уступает дорогу встречным ТС. Водитель дожидается переключения зеленого сигнала на желтый, убеждается, что встречный автомобиль снизил скорость с целью остановки. Водитель поворачивает налево позади последнего автомобиля, который проехал навстречу, невзирая на сигнал светофора.

Основные правила проезда кругового перекрестка

Главное, что нужно запомнить: «Въезжать на кольцо можно с любой полосы, но для выезда всегда только правая полоса».

Парковать либо останавливать авто нужно на прилегающей дороге, за 5 и более метров от окончания перекрестка. Кроме того, полосы на кольцевой дороге допустимы для обгона. По кругу дорога главная, а остальные – второстепенные. Чтобы правильно преодолеть перекресток, стоит помнить о рядности полос.

При перестроении не следует забывать и о других транспортных средствах. При маневре по перестроению на соседнюю полосу -нужно пропустить автомобили движущиеся по ней. Аварийные ситуации как правило, возникают, когда на въездах и на самом кольце маневр совершается в непосредственной близости от других участников движения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *