Формула расчёта налоговой нагрузки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формула расчёта налоговой нагрузки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Федеральная налоговая служба с каждым годом наращивает аналитическую составляющую контрольной работы налоговых органов. Это делается для того, чтобы налогоплательщики работали более открыто в своих налоговых обязательствах. И в последнее время налоговики уже используют комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, поэтому кроме заниженной налоговой нагрузки есть и другие показатели, на которые обращают внимание инспекторы.
Как не попасть в план выездных налоговых проверок?
Чтобы значительно снизить риски налоговой проверки, стоит вовремя проверять своих контрагентов, еще до того, как вы совершили сделку. Если есть хотя бы минимальный риск, то рекомендуем сразу запастись документами о контрагенте. Для этого рекомендуем использовать специальные сервисы, один из которых «1СПАРК Риски», из него можно распечатать все необходимые документы для предоставления в ИФНС.
Расчет налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка (НН) может быть рассчитана:
- в абсолютной величине – подсчетом точной суммы налоговых начислений. Это значение недостаточно информативно, оно необходимо, в основном, аналитикам компании;
- в относительной величине – определением процента средств, направленных на погашение налоговых обязательств (КНН), по отношению к выручке компании за год, по формуле:
КНН = СН (сумма налогов) / В (общая выручка за год, включая внереализационный доход) х 100%.
Относительная нагрузка указывает, какую часть дохода фирма отчисляется в бюджет.
Порядок расчета ФНС конкретизировала в приказе № ММ-3-06/333@. Рассчитывая НН следует:
- учесть только «очищенную» от НДС и акцизов выручку;
- учесть уплаченный НДФЛ;
- не включать в расчет страховые взносы.
В расчете НН для предприятий, работающих на ОСНО, в сумме начисленного налога следует учитывать:
- начисленные к уплате налоги – на прибыль, НДС, другие, указанные в соответствующих декларациях;
- выручку, отраженную в отчете о финансовых результатах (без НДС).
Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета
Регламентация расчетов коэффициента по НДС такая же, как по прибыли. Однако здесь для анализа с точки зрения налоговой службы важна не общая нагрузка, а удельный вес НДС, который предъявляется к вычету, в сравнении с уплаченным.
В письме налоговой службы под номером ММ-3−06/333@ указано, что компания будет попадать в группу риска, если размер вычисленного коэффициента будет более 89% (показатель немного варьируется в зависимости от региона).
Негативные последствия при превышении указанного предела:
- Включение субъекта предпринимательства в план проверок;
- Направление запроса для получения пояснений и подтверждающих документов;
- Вызов на комиссию в налоговую службу. На ней в большинстве случаев предпринимателя убеждают подать уточненную декларацию и уменьшить размер вычетов.
Как оценить степень налогового давления
Для владельца предприятия или индивидуального предпринимателя важна не величина налоговой ставки, а размер прибыли, который остается у субъекта предпринимательства после завершения расчетов с государством.
Поэтому для оценки налогового давления нецелесообразно использовать формулы, предложенные налоговой службой. В них не учитываются доли каждого из налоговых платежей. То есть невозможно проследить, как влияет каждый из налогов на финансовое состояние компании.
Для должностных лиц налоговой службы, которые разрабатывали эту формулу, важен размер поступающих налогов, а не результаты работы компании, то есть рентабельность бизнеса
Министерство финансов РФ разработало свою методику, при использовании которой можно определить общую долю налоговых платежей в выручке. В этой методике также не учитываются отдельные налоги, то есть степень давления каждого проследить невозможно.
Но и проводить вычисления по каждому налогу также необязательно из-за высокой трудоемкости. Поэтому целесообразно выделить только наиболее крупные платежи. Например, если компания работает на общей системе налогообложения, то рассчитывать и анализировать нужно только прибыль и НДС.
Примерные расчеты можно сделать и самостоятельно без использования сложных формул и методик. Например, если вам приходится платить до 40% налогов в сравнении с прибылью, то работа компании однозначно требует оптимизации. Нормальной считается нагрузка, когда размер платежей находится в промежутке между 20% и 40%. Все, что ниже — слишком рискованно, так как обязательно вызовет повышенное внимание со стороны сотрудников.
Изменения в Налоговом Кодексе в 2021 г.
- Базовые ставки МРП, МЗП
- Баланс рабочего времени
- Произв. календарь
- Налоговый календарь
- Нормативно правовые акты
- ФНО и правила
- Налоговый кодекс
- Ерлан Галиев прокомментировал возможность ношения камуфляжной одежды 28.11.2020
- Ерлан Галиев против вырубки деревьев 28.11.2020
- Участие Ерлана Галиева в IX Гражданском форуме, организованном Гражданским Альянсом Казахстана 26.11.2020
- Ерлан Галиев выступил с комментариями на телеканале «Хабар 24» в программе «Дело особой важности» 24.11.2020
- Об исчислении социального налога после применения коэффициента «0» 23.11.2020
- Большинство казахстанцев предпочитают брать быстрые кредиты на продукты, одежду и технику 14.01.2021
- Консалтинг фармации от БАУФАРМ 19.12.2020
- Олимп БК в Казахстане 24.11.2020
- Реорганизация РГКП (КГКП) в акционерное общество (РГП на ПХВ) 12.11.2020
- Интернет-магазин сетевого оборудования 27.10.2020
- JKR Investment Group – инвестируй в свое будущее 26.10.2020
- Выгодные инвестиции: чем полезен депозит 26.10.2020
- Лучший сайт о беттинге в Казахстане 02.10.2020
- Рекомендации по выбору скейта: главные критерии 23.09.2020
- Реально ли получить микрозайм на долгий срок? 02.09.2020
Низкая нагрузка или рентабельность может стать поводом для выездной проверки инспекторов. Средняя цена одной такой ревизии по России – до 17 млн рублей доначислений. Чтобы не доводить до этой крайности, не игнорируйте требования налоговиков о даче разъяснений о причинах низких коэффициентов.
Ответный документ может быть составлен письменно в произвольном виде. Причины низкой налоговой нагрузки или рентабельности могут быть любыми, для их выявления ориентируйтесь на специфику деятельности компании: это может быть увеличение прибыли на рекламу, увеличение складских товаров, снижение сбыта, рост закупочных цен на МПЗ и т. д.
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.
В среднем по России налоговая нагрузка за 2021 год незначительно выросла, в сравнении с прошлым годом — 10,4% (10,0% в прошлом году).
Налоговая нагрузка по страховым взносам снизилась и составила 3,0% (3,5% в прошлом году).
Налоговая нагрузка, к примеру, снизилась:
✔ Обрабатывающие производства — 7,4% (было 8,1%) и 1,1% по страховым взносам (было 2,1%)
✔ Торговля оптовая и розничная — 2,8% (было 3,0%) и по страховым взносам 0,9% (было 1,0%).
✔ Строительство — 10,1% (было 10,7%) и 3,6% по страховым взносам (было 3,9%).
✔ Деятельность по операциям с недвижимым имуществом — 21,8% (было 22,5%) и 4,2% по страховым взносам (было 5,4%).
При этом в некоторых отраслях налоговая нагрузка возрасла, например:
✔ Добыча полезных ископаемых — всего — 40,4% (было 35,2%) и 1,5% по страховым взносам (было 2,2%).
✔ Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — 4,7% (было 3,8%) и 4,4% по страховым взносам (было 4,7%).
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2021 году – изменения
В связи с глобальной пандемией в I полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:
-
острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;
-
вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.
Принятые антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решение этих задач с акцентом на следующих направлениях:
1. Укрепление системы здравоохранения.
2. Поддержка доходов граждан.
3. Поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса.
4. Поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась.
5. Поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.
По мнению Минфина, в целом антикризисные программы являются действенными и своевременными.
В 2019 году и начале 2020 года был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:
1. Принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», в том числе предусматривающий предоставление соответствующим инвесторам «базовой» налоговой стабилизации(по налогу на прибыль и имущественным налогам).
2. В части совершенствования стимулирующих льготпо налогу на прибыль организаций:
-
инвестиционный налоговый вычет распространен на участников КГН, а также применяется в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья;
-
предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность;
-
упрощены условия применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов;
-
усовершенствованы условия деятельности участников СПИК, в том числе в части порядка налогообложения.
3. В рамках третьего этапа «амнистии капитала» (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года) предоставлена возможность задекларировать имущество, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании с сохранением гарантий, которые предоставлялись на первом и втором этапах декларирования.
4. Совершенствование налогообложения зарубежных геологоразведочных проектовв целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.
5. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:
-
для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания СЭЗ и продлен период их применения до окончания срока существования СЭЗ;
-
для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентов свободного порта Владивосток снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания ТОСЭР;
-
для резидентов ОЭЗ в Калининградской области на определенный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 % (при соблюдении ими определенных условий).
Также в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) были запущены масштабные программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.
Кроме того, на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:
-
расширение применения специального налогового режима для самозанятых – в виде уплаты налога на профессиональный доход(НПД) – с 1 июля 2020 года на все субъекты РФ (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов РФ);
-
формирование единого информационного пространства администрирования доходов – в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости; в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 – 2020 годах проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров; разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года;
-
повышение качества работа с дебиторской задолженностью.В 2019 году была разработана и реализована дорожная карта по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога либо сбора), усовершенствования порядка уплаты (возврата) госпошлины, реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности;
-
создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей – введен институт «авансовой» уплаты налогов для физических лиц («единый налоговый платеж физического лица»), сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.
Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.
Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.
Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.
Среди ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:
-
повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;
-
повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;
-
снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «офшорного» капитала).
Как объяснить низкую налоговую нагрузку
Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.
Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД — налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:
- сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему — законодательно это не запрещено;
- самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.
Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки — включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.
Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:
- осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
- много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
- началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).
Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и так далее. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:
- снижение объемов продаж продукции;
- сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
- рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.
Годовой темп роста ВВП по состоянию на 2 квартал 2021 года составил -8,5%, данные были зафиксированы 11.08.2020 года. Темп роста на 1 квартал составляет 0,3%. ВВП на душу населения ППС находится на уровне 27 044 долларов США.
По данным 1 квартала 2021 года ВВП составляет
показатель | значение |
от с/х | 424 млрд руб/ 6.033 млрд долларов США |
от строительства | 709 млрд руб/ 10.089 млрд долларов США |
от производства | 2333 млрд руб/ 33.197 млрд долларов США |
от горнодобывающей промышленности | 1908 млрд руб/ 27.15 млрд долларов США |
от гос сектора | 1650 млрд руб/ 23.478 млрд долларов США |
от транспорта | 1357 млрд руб/ 19.309 млрд долларов США |
от коммунальных услуг | 624 млрд руб/ 8.879 млрд долларов США |
Чем выгоден розничный налог?
Применение розничного налога выгодно в первую очередь низкой единой ставкой. Вместо 3%-10% ИПН или 10-20% КПН и 12% НДС налогоплательщикам достаточно уплачивать только 3% ИПН с оборота. Соцналог и НДС (в случае, если налогоплательщик ранее стоял на учете по НДС) уплачивать не потребуется.
Если налогоплательщик не стоял на учете по НДС, но достиг порога обязательной постановки на учет (20 000 МРП), то вставать на учет по НДС плательщикам розничного налога также не потребуется. Соответственно, не придется сдавать декларацию по НДС (форма 300.00), которая считается одной из самых трудоемких в заполнении форм отчетности.
Налоги, удерживаемые у источника выплаты, а также социальные платежи, уплачиваются в стандартном режиме.
Перейти на розничный налог можно с ОУР или другого спецрежима, предусмотренного ст.683 НК РК.
Если налогоплательщик, планирующий перейти на розничный налог, состоит на учете по НДС, то не позднее 5 рабочих дней до начала применения розничного налога нужно сняться с учета по НДС и предоставить ликвидационную ф.300.00.
Налоговая нагрузка. Что это и для чего
Налоговая (фискальная) нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени на налогоплательщика. С одной стороны, налоговые платежи формируют госбюджет, с другой — являются существенной статьей расходов хозяйствующих субъектов. Всякий бизнес стремится снизить размер налогов, но слишком низкие показатели — верный способ попасть в план налоговых проверок.
1. Что такое налоговая нагрузка
Определение термина «налоговая нагрузка» законодательно не установлено. Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств бизнеса перед государством. Это один из расчетных экономических показателей, характеризующий налоговую систему государства. Он показывает, какая часть доходов налогоплательщика приходится на уплату налогов. С одной стороны, увеличение налоговой нагрузки приводит к повышению доходов госбюджета, с другой — отрицательно сказывается на доходах налогоплательщиков.
Показатель налоговой нагрузки рассчитывается на разных уровнях экономики: в целом по стране, по отраслям, по конкретным субъектам хозяйствования.
Существует два подхода к исчислению налоговой нагрузки: абсолютный и относительный показатель.
Абсолютная налоговая нагрузка показывает, сколько налогов заплатила организация. Например, налоговая нагрузка организации за год составила 1 млн. руб. Это не очень информативный показатель, но он нужен организации для анализа хозяйственной деятельности.
Относительная налоговая нагрузка показывает, какая часть средств организации уходит на уплату налогов (доля в процентах). Базой для расчета относительной величины может быть любой из экономических показателей (выручка, прибыль, затраты и т.д.), с которым хотят сравнить суммы налоговых платежей. Например, налоговая нагрузка организации за год составила 10% от выручки, 40% от прибыли.
Формулы расчетов для разных видов налогообложения
Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.
Для организаций на ОСНО
Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) ÷ Выручка × 100, где:
Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО
Налоговая нагрузка = НДФЛ ÷ Общая сумма налогооблагаемого дохода × 100, где:
Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН
Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога ÷ Сумма полученного дохода × 100, где:
Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН
Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога ÷ Сумма полученных доходов × 100, где:
Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.
Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки
Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:
Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.
Опубликованы поправки в НК РК 2022 года. Что изменится?
Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.
Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.
Чтобы подсчитать размер фискального обременения, потребуются данные отчетной декларации по налогу на прибыль за итоговый период (календарный год). Нужны только два показателя:
- лист 02, строка 180;
- лист 02, сумма строк 010 и 020.
Теперь определим, как считать налоговую нагрузку на конкретном примере.
Условия для расчетов:
ООО «ВЕСНА» занимается деятельностью в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Компания применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2017 год (строка 2110 отчета о финансовых результатах) — 65 миллионов рублей.
Данные налоговой отчетности за 2017 год:
- декларация по налогу на прибыль — 1 750 000 рублей;
- НДС — 1 670 000 рублей;
- транспортный налог — 450 000 рублей;
- налог на имущество — 780 000 рублей;
- НДФЛ — 1 200 000 рублей.
Суммы уплаченных страховых взносов в расчете не учитываются.
Пример расчета налоговой нагрузки:
Нал. нагрузка = 65 000 000 / (1 750 000 + 1 670 000 + 450 000 + 780 000 + 1 200 000) × 100 % = 65 000 000 / 5850 × 100 % = 11,11 %.
По данным ФНС: минимальное значение нал. нагрузки для гостиниц и ресторанов в 2017 г. — 9,5 %. 11,11 % по ООО «Весна» больше минимального значения, определенного ФНС (9,5 %).
Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:
- Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
- Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.
Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.
Налоговая нагрузка для ИП на ОСНО
В пункте 4 Приказа ФНС № ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007г. «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» перечислены критерии, по которым налогоплательщики могут оценить, насколько они рискуют привлечь внимание проверяющих.
- Среди критериев для отбора объектов проверок – налоговая нагрузка конкретного предпринимателя или компании ниже, чем в среднем по отрасли (виду экономической деятельности).
- Среднеотраслевые показатели прошлых лет можно посмотреть в приложении 3 Приказа и на официальном сайте ФНС.
- Их рассчитывают так: сумму уплаченных налогов и сборов за год (по данным прошлогодней налоговой отчетности) делят на годовой оборот (выручку) организаций по данным Росстата и умножают на 100, чтобы получить результат в процентах.
- При этом, как пояснила ФНС в Письме № БА-4-1/12589@ от 29 июня 2018 г.:
- страховые взносы в расчете не учитывают;
- в оборот организаций включают выручку по данным бухучета без НДС и акцизов;
- в сумму уплаченных налогов входит НДФЛ.
Если у конкретного налогоплательщика рассчитанная нагрузка значительно ниже среднеотраслевой, есть большая вероятность, что его заподозрят в применении каких-то схем для ухода от налогов.
Бухгалтерское обслуживание ИП от 1 667 руб./мес
Сама по себе небольшая налоговая нагрузка – не нарушение и не гарантия попадания в кандидаты для выездной проверки. Налоговики рассматривают организации и ИП комплексно, оценивают их деятельность по десяткам критериев.
Однако это важный показатель, и при низких значениях инспекторы сначала могут запросить причины отклонений, а после – назначить проверку, по результатам которой возможны доначисления налогов и санкции.
Самостоятельно сделав расчет налоговой нагрузки при ОСНО, организация или ИП определят, насколько они рискуют навлечь на себя проверку. Если результат значительно ниже нормы, будет шанс пересмотреть и скорректировать деятельность, и заранее подготовить аргументы для объяснений с инспекторами.
ИП на ОСНО анализирует свою деятельность так:
- Сумму уплаченных налогов с учетом НДФЛ делит на общую выручку от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов) и прочих доходов, и умножает на 100 %.
- Полученный результат сопоставляет с его «безопасным» значением.
Также можно воспользоваться сервисом, разработанным ФНС. На сайте налоговой службы в разделе «Прозрачный бизнес» размещен калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Он подходит для ОСНО. Сервис сравнивает фактические показатели со среднеотраслевыми по субъектам РФ и сразу показывает, на сколько процентов отклонение. Калькулятор не учитывает уплаченные суммы:
- налога на прибыль организаций с дивидендов;
- НДФЛ;
- страховых взносов.
Допустим, ИП на ОСНО занимается производством кожаной обуви, и за 2018 год оплатил по декларациям 660 тыс. руб. налогов. Выручка без учета НДС – 8,6 млн. руб.
Налоговая нагрузка = 0,66 млн./8,6 млн х 100%
Получаем 7,6%
Сравниваем с таблицей контрольных значений за 2018 год, рассчитанных ФНС. Нам нужна строка «Производство кожи и изделий из кожи» – 8,2%.
Таким образом, налоговая нагрузка предпринимателя на ОСНО почти соответствует норме и, скорее всего, не привлечет внимание проверяющих.
ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@ от 25 июля 2017 г. привела критерии, по которым инспекторы выявляют тех, кого вызывать на заседание комиссии для беседы.
- Например, претендентами на приглашение в ИФНС могут стать ИП с низкой налоговой нагрузкой по НДФЛ.
- Она определяется так: исчисленный налог на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности нужно разделить на общую сумму доходов от этой деятельности и умножить на 100.
- При этом в письме никаких конкретных показателей, с чем сравнить результат, не приводится.
- Но упоминается другой критерий, по которому предпринимателя на ОСНО тоже могут вызвать на комиссию: если в декларации 3-НДФЛ он заявит профессиональный налоговый вычет более 95 процентов от доходов.