Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Мусор – порождение цивилизации. Он существует со времен превращения обезьяны в человека разумного. Но в глубокой древности отходы были органического происхождения и быстро разлагались. С появлением заводов и фабрик, изобретением пластмассы, стекла и других материалов ситуация ухудшилась.

Кaк нaчиcляeтcя TКO в кoммyнaльныx ycлyгax?

Дo пpинятия нoвoгo зaкoнa тapификaцию пpoвoдилa yпpaвляющaя кoмпaния c yчeтoм мeтpaжa квapтиpы. Cooтвeтcтвeннo, бoльшoe жильe — бoльшaя плaтa.

C нoвoгo гoдa мeтoдикa pacчeтa измeнилacь, бyдeт пpинятo вo внимaниe кoличecтвo пpoпиcaнныx дyш в жильe, cкoлькo кoнтeйнepoв ycтaнoвлeнo нa тeppитopии, вoзмoжнocть copтиpoвки oтxoдoв пo paзным eмкocтям. Ecли имeeтcя пocлeдняя ycлyгa, плaтa нaмнoгo бyдeт мeньшe, тaк кaк y oпepaтopa cнижaeтcя зaтpaтa нa copтиpoвкy.

Tapификaция y кaждoгo peгиoнa cвoя и нa этo влияют мнoгиe фaктopы:

  • кaкoe кoличecтвo бaкoв ycтaнoвлeнo;
  • ecть ли вoзмoжнocть copтиpoвaть oтxoды нa мecтe;
  • oбъeм мycopa, кoтopый пoдлeжит yтилизaции.

Пpoцeнтнoe oтнoшeниe ycлyги:

  • тpaнcпopтныe pacxoды-61%;
  • cocтaвлeниe дoгoвopa-10%;
  • пoлнaя пepepaбoткa мycopa-28%;
  • cбытoвoй pacxoд-1%.

Учитывaя вce пepeчиcлeннoe, cпeциaльнaя тapифнaя кoмиccия в peгиoнax фopмиpyeт cooтвeтcтвyющиe тapифы. Жильцы, пpoживaющиe в oднoм peгиoнe, зa мycop бyдyт плaтить пoчти oдинaкoвo. Ecли квapтиpa нe имeeт пpoпиcaнныx лиц, тo плaтит coбcтвeнник.

Поскольку услуга стала коммунальной, ее расчет производится в соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса. В ней указано: сумма определяется на основании объема потребляемых услуг, определяемого по приборам учета. За неимением таковых за основу берутся нормативы накопления ТКО.

Расчеты проводятся по формуле: годовая стоимость = РТ * НН*n*, где:

  • РТ – региональный тариф. То есть сумма, в которую оператор оценивает 1 куб.метр мусора в рублях. Устанавливается по соглашению с администрацией.
  • НН – норматив накопления. Это объем мусора за год (измеряется в кубических метрах), который накапливается в результате жизнедеятельности одного проживающего в МКД.
  • n* – количество жильцов в квартире. Если на жилплощади никто не проживает, учитывается количество прописанных граждан.

График вывоза мусора

Как часто должны вывозить мусор из контейнеров? График вывоза мусора, частоту, с которой приезжает мусоровоз, определяют местные власти. Поэтому в вашем регионе могут быть особенные правила вывоза мусора, продиктованные теми или иными особенностями обслуживания придомовой территории. Однако есть общие требования, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354:

  • Летом и при среднесуточной температуре свыше +5 °C твердые бытовые отходы вывозят не реже 1 раза в сутки.
  • Зимой и при среднесуточной температуре +5 °C и ниже твердые бытовые отходы вывозят не реже 1 раза в 3 дня.

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ).

Правила, утверждённые ПП РФ № 1039, конкретизируют указанные нормы № 89-ФЗ и включают два важных раздела:

  • каким образом орган МСУ согласует размещение контейнерных площадок на территории населённого пункта;
  • как ведётся реестр созданных мест для накопления ТКО, и какая информация в него вносится.

Постановление содержит несколько разделов:

1.Муниципалитет согласует размещение мест сбора отходов

Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.

Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.

На основе экспертизы санэпиднадзора орган МСУ выносит решение: согласовать заявку или отказать заявителю по одной из двух причин:

  • поданная заявка не соответствует форме, утверждённой муниципалитетом;
  • указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.

2.Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов

Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.

Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.

В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:

  • Местоположение площадки.

Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.

  • Технические характеристики.

Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.

  • Сведения о собственнике места.

Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.

  • Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).

3.Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок

Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО – частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.

Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.

4.Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора отходов

ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.

Схема работы УО по вопросам обустройства места для сбора ТКО, согласно ПП РФ № 1039, станет простой и полностью регламентированной:

  • УО подаёт в орган МСУ заявление о намерении создать площадку на территории, включённой в состав общего имущества МКД.
  • Муниципалитет выносит решение, посоветовавшись с санэпиднадзором.
  • Если размещение согласовано, УО создаёт место для сбора отходов и подаёт в орган МСУ заявку на внесение сведений о площадке в реестр.
  • В случае отказа УО устраняет нарушения, указанные в ответе муниципалитета, и начинает процедуру снова.

На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступило в силу с 1 января 2021 года.

Суть законов о вывозе мусора в сельской местности

Общий смысл принятых законодательных актов сводится к следующему:

  • в результате жизнедеятельности человека, проживающего в сельской местности, образуются твёрдые коммунальные отходы (ТКО), которые подлежат сбору на специально оборудованных площадках и вывозу к месту последующего уничтожения и/или захоронения, и заниматься этим процессом обязан региональный оператор, имеющий лицензию по работе с ТКО (ст. 24.6 ФЗ №89);
  • для этого региональный оператор заключает договор по работе с ТКО с собственниками этих отходов, причём договор имеет публичный характер (п. 1. ст. 24.7 ФЗ №89);
  • собственники отходов обязаны подписать договор по работе с ТКО с региональным оператором (п. 4 ст. 24.7 ФЗ №89);
  • собственники жилых домов или части жилых домов обязаны обеспечить работу с ТКО, подписав договор с региональным оператором (п. 5 ст. 30 ЖК РФ).

Собственникам ТКО запрещено (п. 2 ст. 51 ФЗ №7):

  • сбрасывать отходы в поверхностные и подземные воды, в недра и на почву;
  • бросать отходы вблизи сельских населённых пунктов, в любых местах, создающих угрозу природной среде.

Пепел или зола, образующиеся в результате самостоятельного сжигания ТКО, тоже относятся к отходам, на которые распространяется запрет сброса в воду, недра и на почву, т. к. в процессе простого горения возможно образование химических и/или радиоактивных соединений, отравляющих окружающую природу.

Какие существуют проблемы?

Проблема чрезмерного наличия мусора, его переизбыток привел к другой, не менее серьёзной, проблеме. Нельзя сказать, что её не было раньше. Однако до определённого времени она была решаема, что с трудом можно сказать сейчас. Ещё пару десятилетий назад активно практиковалось повторное использование стеклянной тары, многие продукты продавались на развес или поштучно. Сейчас стеклотары редко используют повторно, отходы не сортируют.

Все это привело к серьёзным последствиям:

  • Мусор вокруг населённых пунктов постоянно накапливается. Специализированных мест, где мусор утилизируется, нет в нужном количестве.
  • Средств для переработки недостаточно.
  • Технологии по переработке мусора устарели.
  • Бытовые отходы не сортируются.
  • Отдельные виды отходов не используются вторично.

Что понимается под ТКО в частном секторе

Понятие ТКО общее для любых жилых и общественных зданий, оно содержится в ст. 1 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Итак, ТКО в частном секторе — это отходы, образованные двумя путями:

  1. отходы, образующиеся в процессе потребления людьми в жилых помещениях,
  2. отходы, образующиеся из-за утраты потребительских свойств промышленными товарами в процессе их использования.

Например, к ТКО в частном секторе относятся:

  • мусор и смет от уборки, в том числе от уборки двора;
  • биологические отходы — остатки пищи, растительных компонентов, кости;
  • синтетические отходы (пластик, стекло, металлы, бумага);
  • крупногабаритный мусор (бытовая техника, мебель).

Не относятся к ТКО в частном секторе (Письмо Минприроды РФ от 11.10.2019. № 08-25-53/24802):

  • обрезанные ветки и спиленные деревья, т.к. они образованы вне жилого помещения;
  • строительный мусор после капремонта несущих конструкций, ограждающих конструкций и коммуникаций;
  1. До 1 января 2021 года на услуги организаций применяются тарифы, которые утверждены N 210-ФЗ.
  2. До 1 сентября 2021 года регулируемые организации направляют в органы регулирования предложение об установлении предельных тарифов на услугу регионального оператора (п. 6 ПП РФ N 484).
  3. Органы регулирования установят предельные тарифы до двадцатого декабря 2021 года.
  4. Содержать контейнерные площадки, которые относятся к общему имуществу МКД должны собственники помещений такого дома.
  5. Если контейнерные площадки не входят в состав общего имущества, их содержат собственники земельного участка, на котором находятся площадки.
  6. Деятельность по обработке ТКО регулируется отдельно, поэтому учёт затрат регионального оператора на обработку ТКО при установлении единого тарифа на его услугу не учитывается.

Деятельность регоператоров регламентируется ст. 24.6 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении».

В Федеральном Законе дано определение регионального оператора, в ответственность которого входят все аспекты работы с отходами в субъекте федерации. Единый региональный оператор – это юридическое лицо, которое обязано заключать договора на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами с собственниками ТКО, проживающими и действующими в зоне контроля РО (в том числе в частном секторе).

Указаны основания для осуществления деятельности компании:

  • В соответствии с региональной программой;
  • С территориальной схемой;
  • В соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными законодательством.

Операторы обязаны принимать мусор у населения только при наличии договоров, заключенных с РСО, и не вправе отказать в заключении их.

Кто отвечает за замену или приобретение контейнеров?

В большинстве случаев, по новым правилам, складирование мусора осуществляется в те мусорные контейнеры, которые обязан предоставить региональный оператор.

Это обуславливается тем, что именно он отвечает за транспортировку баков – и в случае их повреждения при перевозке, замена или ремонт – это его прямая обязанность.

Но следует внимательно изучить договор обслуживания – в нем должна быть ссылка, на кого возлагается обязанность по приобретению и ремонту вышедших из строя контейнеров. И если в нем нет никаких сведений на этот счет, то покупать мусорные баки должна будет управляющая компания или ТСЖ, кто в действительности управляет всем общим хозяйством дома.

Какие правила проживания в многоквартирном доме? Информация здесь.

Что входит в общее имущество многоквартирного дома? Подробности в этой статье.

Должен быть в доме мусороприемник или нет: что говорит закон?

Юридические проблемы с мусоропроводом в многоквартирном доме возникают отчасти потому, что не существует отдельного закона, регламентирующего правила его установки, функционирования и ликвидации.

При решении вопроса со строительством внутриподъездного приемника застройщики опираются на действующие СНиПы, в частности, установленные 31 января 2013 года правила и нормы и конкретный пункт – 9.3.

Проблема лишь в том, что с момента первой редакции данные СНиПы неоднократно корректировались, в том числе и пункт, в котором поясняется, когда мусороприемник обязательно должен быть:

  • в редакции от 2011 г. – приемник следовало строить в домах, предназначенных для пенсионеров и инвалидов; в остальных случаях – вопрос отдавался на откуп местным властям, которые учитывали действующую в населенном пункте систему вывоза и утилизации ТБО;
  • в 2016 г. правила уточнили: внутренний прием мусора должен быть организован в домах для пенсионеров и инвалидов высотой более 2 этажей, и во всех остальных жилых зданиях высотой от 5 этажей.

При этом СНиПы разрешают сделать исключение и не тратить строителям деньги на постройку мусороприемника в высотке, если организован ежедневный вывоз отходов в расположенных на улице контейнерах.

Эта альтернатива одобрена и Росстандартом.

Таким образом, застройщики не обязаны включать мусоропровод в проект, но его наличие повышает комфортность здания и в некоторой степени влияет на стоимость жилья.

С целью долговременного использования, избежания засоров, а также появления неприятного запаха, при сбросе твердых бытовых отходов в мусоропровод рекомендуется придерживаться следующим правилам:

  • Выбрасываемый мусор должен быть в завязанных мешках (чтобы он не разлетелся);
  • Мешок с отходами должен соответствовать (или быть меньше) размеру приемного ковша клапана;
  • Запрещено утилизировать в мусоропровод крупные предметы, которые могут стать причиной засорения. Предварительно их необходимо измельчить и поместить в мешки;
  • Строительный мусор необходимо выбрасывать в контейнер, расположенный на придомовой территории;
  • Также запрещено бросать: горячие и тлеющие предметы; металлические, острые и тяжелые предметы; выливать любые жидкости, в том числе горючие; при выявлении технических неисправностей, а также появлении неприятного запаха немедленно заявить в управляющую организацию;
  • Не осуществлять ремонт элементов мусоропровода в случае поломки силами жильцов;
  • Запрещено предоставлять доступ в мусоросборную камеру третьим и посторонним людям, кроме обслуживающих организаций;
  • Промывка ствола осуществляется содово—мыльным раствором, не содержащим химических и токсичных веществ.

Для того, чтобы купить мусоропровод Вам необходимо прислать нам проект на общую почту либо заказать выезд инженера на объект для выполнения расчетов и подбора оборудования.

Последние новости/изменения

2019-й ознаменовался громкими правительственными решениями покончить с 30 млрд тонн российского мусора. ТВ представляет материалы молодцов-регионов, где успешно используются линии сортировки и переработки мусора.

Все ТСЖ, УК и прочие структуры от саночистки территорий оказались большими молодцами в объявлении гражданам, физ. и юр. лицам о повышении тарифов на вывоз ТКО, ТБО, строительного и прочего валяющегося под ногами мусора.

Больше того, появились новые формы счетов по оплате этой услуги (без исключения старых), народ за это неубирающееся богатство стал платить дважды. На голубом глазу сотрудники ЖКХ уверяют, что мусор вывозится. А на вопрос «куда?» бесхитростно отвечают – «на ближайшую свалку». И не важно, санкционированная она или нет, услуга-то оказана (из телесюжетов).

Еще год-два назад стоимость услуг по вывозу бытовых отходов могла устанавливать управляющая компания. Тарифы формировались из многих факторов, например бензин, городской трафик, но средняя стоимость данной услуги не превышала 2,5 рубля за 1 м2 жилплощади. Тариф на однокомнатную квартиру площадью 40 м2 был примерно 100 руб., за двухкомнатную квартиру 60 м2 приходилось платить 150 руб.

В 2019 году было установлено рассчитывать вывоз мусора в соответствии с количеством человек, проживающих в квартире.

Такая схема расчета давно планировалась для ввода в работу. Но далеко не все регионы смогли подготовить все составляющие для бесперебойной работы, а некоторые регионы другой схемы и не знают (в Забайкалье не прижилась, видимо, с давних времен зависимость скопления ТБО в квартире от ее площади, а не от количества проживающих). Переход на новые тарифы для всех регионов принято было продлить до начала 2022 года. На данный момент в программе участвуют 20 регионов России.

Реформирование помогает заменить управляющих лиц, включает в работу подрядные компании, которые закреплены за определенным районом. Соответственно, тариф за вывоз бытовых отходов должен быть одинаковым для каждого жильца дома данного региона, при этом, не учитывая факторы, указанные выше.

«Квитанций не было, а потом выставили долг за весь год»

Если регоператор долгое время не выставлял счета за вывоз мусора, а после прислал квитанцию за все пропущенное время, это повод обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
Здесь нарушаются права жильцов как потребителей коммунальных услуг (к коим сейчас относится и вывоз ТКО): поскольку они не получают необходимую и достоверную информацию об услуге (состав ст. 14.8 КоАП РФ).

Это грозит регоператору штрафом. Но оплатить задолженность все равно придется: отсутствие квитанции не освобождает от оплаты коммунальной услуги. Разумеется, при условии, что она действительно была оказана (о чем говорилось ранее).

Не платить на законных основаниях можно пени, если их начислили за то время, когда квитанция не приходила (ВС РФ, дело № 303-ЭС19-3457).

А также платежи, по которым уже истекла исковая давность (3 года со дня наступления срока оплаты).

А сколько в итоге придется платить?

Органы государственной власти вашего региона вправе принять решение о том, будет ли плата за вывоз мусора начисляться исходя из площади вашего жилого помещения (квартиры) или же плата будет начисляться исходя из количества проживающих в этой квартире людей (п.148.30 Правил № 354, п.4.1 постановления Правительства РФ от 27.08.2012 г. № 857).

То есть, в первом случае размер платы будет равен произведению норматива, тарифа и количества проживающих, разделенному на 12.

Во втором случае размер платы будет равен произведению норматива, тарифа и площади квартиры, разделенному на 12.

Также, если в вашем доме сбор мусора осуществляется раздельно, либо при наличии договоренности с региональным оператором, расчет платы может производиться исходя из суммарного объема вывезенных контейнеров с мусором, разделенного между квартирами пропорционально их площади (абз. 3 п.148.30 Правил № 354).

То есть, введя в доме раздельный сбор мусора, вы можете получить возможность сэкономить.

Добавим, что если исполнителю услуги не удастся определить количество фактически проживающих в квартире, либо в квартире никто не проживает, то в таком случае размер платы может рассчитываться исходя из количества собственников такой квартиры (п.148.36 Правил № 354).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *