Письма от налоговой – когда отвечать, а когда — нет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Письма от налоговой – когда отвечать, а когда — нет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Необходимость получения пояснений может потребоваться в ходе как камеральной, так и выездной проверки, либо в рамках дополнительных контрольных мероприятий. Нужны пояснения в случаях выявления разных ошибок в отчётных документах, противоречий и несоответствий. Ошибки могут быть в данных и в расчётах. Налоговая может запросить только пояснения или сразу внесение исправлений, а ответ налогоплательщика на требование ФНС поможет урегулировать потенциальный налоговый спор.
Требование о представлении документов о контрагенте в рамках встречной проверки
Это отдельная история со своими правилами. Если требование в рамках встречной проверки выставлено по всем правилам, отказаться от представления запрашиваемых документов без последствий в виде штрафов нельзя.
Как это должно выглядеть:
-
ФНС контрагента направляет в вашу инспекцию поручение об истребовании документов, обязательно указывая данные проверяемого и перечень документов. Если у вас с контрагентом ФНС одна, то будет просто требование.
-
Если ФНС направляет вам требование с копией поручения (при разных ФНС), все данные должны совпадать, должна быть указана причина запроса и список документов.
-
Если всё верно — в течение 10 дней вам необходимо направить документы в ответ на требование.
Оценка правомерности запроса.
Кроме установленной формы, требование об уплате должно быть направлено с соблюдением сроков, а именно не позднее 3-х месяцев с даты выявления недоимки. Надо отметить, что с 2019 года требования на уплату получаются с завидной скоростью, уже через пару недель после отправки отчетности. Дает знать о себе все та же автоматизация. Ранее требования могли не присылаться ну очень длительное время.
Основание для направления требования.
В отличие от всех остальных запросов, вариантов немного – либо у вас есть долг перед бюджетом, либо нет. А вот причин, по которым вам прислали требование – может быть достаточно, самые распространенные из них:
- вы не заплатили налоги/взносы;
- вы заплатили не всю сумму налогов/взносов;
- вы заплатили налоги/взносы по неправильным реквизитам;
- налоговый орган по каким-то причинам не получил ваши платежи;
- другое.
Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений по страховым взносам
Если у налоговой при проведении проверки возникли расхождения или выявлены неточности, то она будет требовать пояснения по страховым взносом. Но, как правило, этот запрос не всегда значит, что в расчетах действительно выявлены нарушения. У инспектора просто могут возникнуть сомнения. Поэтому бояться таких запросов не стоит. Очень часто требование направляют, если выявлено снижение начисленных взносов по сравнению с предыдущим годом.
При получении требования надо обязательно ответить. Определенной формы ответа законодателем не установлено. Но следует придерживаться правил делового оборота. Ответ готовится в двух экземплярах на бланке организации, за подписью директора.
Структура стандартная:
- Название и адрес налоговой
- Сведения об организации
- Данные о требовании (номер, дата, о чем оно)
- Изложить причины
- Перечень прилагаемых документов
В случае, когда у налогового органа отсутствует право на выставление требования налогоплательщику, инспектора направляют иные документы, которые могут называться сообщение, информационное письмо, предписание и т.д. Название другое, но смысл вкладывается тот же – предоставление документов или пояснений.
Зачастую можно увидеть такой документ из инспекции, как «Сообщение (с требованием предоставить…)». Его могут направлять по разным поводам, в том числе для того, чтобы получить пояснения в рамках камеральной проверки, когда налоговый орган не имеет права направлять требование (четыре ранее рассмотренных случая). Нужно сразу отметить, что такой документ, как «Сообщение (с требованием предоставить…)» не утвержден ФНС РФ, поэтому документ является незаконным и реагировать на него не нужно на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ: налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц.
Последствия неуплаты налога по требованию
Если по каким-либо причинам платеж не отразился в карточке расчетов с бюджетом, налоговый орган может направить налогоплательщику требование об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Требование направляется налогоплательщику и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 НК РФ). Как правило, в требовании указаны сроки для уплаты налога, если данные о сроках отсутствуют, то оплатить налог по требованию необходимо в течение 8 дней с даты получении такого требования (пункт 4 статьи 69 НК РФ).
Если по требованию налог не будет уплачен, то налоговая инспекция может принудительно взыскать налог путем направления решения о взыскании. Обратите внимание! Решение о взыскании будет принято не раньше срока, установленного в требовании, и не позже двух месяцев после окончания этого срока. Если решение о взыскании будет принято после двухмесячного срока, то такое решение не должно подлежать исполнению. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы налога.
Налогоплательщик должен быть уведомлен о вынесенном налоговой инспекцией решении о взыскании не позднее 6 дней с момента вынесения решения. Поручение налогового органа о взыскании денежных средств направляется в банк, в котором обслуживается налогоплательщик, а банк должен безусловно исполнить поручение налогового органа на списание денежных средств с рублевого счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения требования (пункт 6 статьи 46 НК РФ).
Налоговый орган также может направить в банк решение о приостановлении операций по счетам в банке, либо приостановлении переводов электронных денежных средств (пункт 2 статьи 76 НК РФ). В этом случае банк прекратит расходные операции по счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций. Это может быть сделано для обеспечения исполнения решения о взыскании налога и не может быть принято ранее вынесения решения о взыскании налога.
Налоговая проверка бывает двух видов (ст. 87 НК РФ):
Камеральная – проводится по месту нахождения налогового органа в связи со сдачей индивидуальным предпринимателем налоговой декларации по какому-либо налогу. Отметим, что такие проверки осуществляются регулярно и продолжительность их составляет 3 месяца со дня подачи декларации.
Если результат камеральной проверки положительный и налоговый инспектор не обнаружил в декларации и представленных документах ошибок, то проверка считается законченной. В этом случае налоговый инспектор не составляет никаких документов, а просто заносит данные из декларации в электронную базу инспекции.
Если же при проведении камеральной проверки выявлены нарушения, которые индивидуальный предприниматель не смог исправить в процессе проведения проверки, предоставив объяснения и дополнительные документы, то по ее результатам составляется итоговый документ, фиксирующий такие нарушения, – акт камеральной проверки. Пункт 1 статьи 100 НК РФ обязывает налогового инспектора оформить такой акт в течение 10-ти дней.
Следует отметить, что обязанность по составлению и рассмотрению актов по результатам камеральных проверок введена с 1 января 2007 г.
Выездная – проводится по месту нахождения налогоплательщика. Такая проверка не может осуществляться чаще одного раза в год по одному налогу за один и тот же период и более двух раз за календарный год вообще.
При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в обязательном порядке в любом случае. Составлению акта выездной налоговой проверки предшествует составление справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). А на саму подготовку акта по результатам выездной налоговой проверки налоговым инспекторам отводятся два месяца со дня проведения выездной проверки и составления справки.
Акт, составляемый по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, является документом, на основании которого впоследствии выносится решение о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности.
После составления акт вручается предпринимателю под расписку. Не стоит уклоняться от получения такого акта. Налоговая инспекция вправе внести факт уклонения от получения непосредственно в сам акт. В этом случае акт будет направлен предпринимателю по почте заказным письмом и будет считаться врученным на шестой день с даты отправки. В случае последующего разбирательства факт уклонения от получения акта может косвенно повлиять на отношение судьи и сформировать негативное отношение к предпринимателю.
Требование о документах, которые должны быть представлены
Требование инспектора о предоставлении каких-либо документов может включать в себя:
- Предоставление на бумаге документов. В данном случае налогоплательщик должен сделать копии с оригиналов и заверить их своей подписью и печатью организации;
- Предоставление электронный документов. В данном случае документы должны быть представлены в виде скан-копий и отправлены в инспекцию по каналам телекоммуникационной связи с подписанием их усиленной ЭЦП.
В какой срок нужно предоставить документы указано в таблице.
Налогоплательщик |
Срок |
Общий порядок |
10 дней |
Консолидированная группа налогоплательщиков |
20 дней |
Иностранная организация, стоящая на учете в РФ |
30 дней |
Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов
Пунктом 1 (далее – Кодекс) установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (далее – требование об уплате) со дня выявления недоимки.
В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате должно быть направлено налогоплательщику, не позднее одного года со дня выявления недоимки. Требование об уплате направляемое налогоплательщику по результатам налоговой проверки, направляется не позднее 20 дней после истечения одного месяца со дня вручения соответствующего решения (пункт 9 ).
Требование об уплате страховых взносов на основании полученного от Фонда социального страхования Российской Федерации вступившего в силу решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, принятого по результату проверки обоснованности
Ошибки в уведомлениях на уплату налогов – обращать ли на них внимание?
Надо заметить, что подобные ситуации не так уж и редки. Неточно рассчитанные суммы налогов (завышенные, заниженные) начисляются по разным причинам. Например, из-за банального технического сбоя, устаревших данных и даже при совпадении персональных данных собственников. Возможно, что в уведомлении попросту не учли положенные льготы, неверно указали кадастровую стоимость участка земли либо важные характеристики авто. На все это нужно обращать внимание и тут же реагировать.
Гораздо хуже обстоит ситуация, когда начислили меньше, чем на самом деле положено. ИФНС, обнаружив занижение налоговой базы, может и вовсе начислить штраф (20% –40% от недоимки). Т. е. так, либо иначе, но все эти ошибки ощутимо бьют по карману налогоплательщиков – собственников.
Как показывает практика, случается также, что налог начисляют по ошибке на уже проданное имущество либо на чужое, которое принадлежит стороннему человеку. Нельзя пускать подобные ситуации на самотек, руководствуясь принципом «имущество не мое, платить за него не буду» либо «имущества нет, оно продано, поэтому платить не за что». Неуплаченные налоги будут накапливаться, а ИФНС может в итоге обратиться в суд и упрощенным порядком взыскать накопившиеся суммы.
Ответ на требование об уплате налога, если налог оплачен
Порядок исчисления и уплаты налога на УСН регламентируется положениями ст.
346.21 НК РФ. Вне зависимости от выбранного объекта налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы») по итогам каждого отчетного периода (I квартал, полугодие, девять месяцев) уплачиваются авансовые платежи по налогу. Их размер определяется исходя из ставки налога и фактически полученных доходов (для УСН с объектом налогообложения «доходы») или полученных доходов, уменьшенных на величину расходов (для УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы») за отчетный период (п.
3, 4 ст. 346.21 НК РФ). Следовательно, авансовый платеж за отчетный период не уплачивается, только если в этом периоде:не было никаких доходов (для УСН с объектом налогообложения «доходы»),не было никаких доходов или понесенные расходы превысили полученные доходы (для УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы»).Из текста вопроса неясно, об авансовых платежах за какой отчетный период идет речь и значатся ли в уведомлении какие-то конкретные суммы. В вопросе указано, что за 2015 г.
была сдана нулевая декларация по УСН. Представление такой декларации означает, что у налогоплательщика не было объекта налогообложения по УСН в 2015 г. А значит, у него не было и обязанности уплачивать авансовые платежи за отчетные периоды 2015 г.
Если бы в ходе камеральной проверки декларации за 2015 г. налоговики выявили ошибки, свидетельствующие о необходимости уплаты авансовых платежей, они должны были выставить требование о предоставлении пояснений по форме, приведенной в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/ (п.
3 ст. 88 НК РФ). Кроме того, в случае выявления нарушений налоговики должны были оформить акт камеральной проверки и ознакомить с ним налогоплательщика (п. 1, 2 ст. 100 НК РФ). Поскольку ни об одном из этих документов в вопросе не говорится, можно предположить, что речь в уведомлении идет об авансах за 2016 г.Налоговики не знают, есть ли у налогоплательщика в 2016 г.
объект налогообложения или нет. Ведь выяснить это они могут только из декларации, которая должна быть представлена по окончании 2016 г. (ст. 346.23 НК РФ). Авансы перечисляются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п.
7 ст. 346.21 НК РФ). Поскольку в этот срок авансовые платежи не поступили, а регистрация в качестве предпринимателя предполагает ведение деятельности, приносящей доход (ст.
2 ГК РФ), с которого должен уплачиваться налог, налоговики, видимо, решили уведомить плательщика об этом.
Такое уведомление представляет собой лишь напоминание о необходимости уплаты авансовых платежей. Оно не влечет за собой никаких последствий.В ответ на уведомление можно направить налоговикам письмо, в котором указать, что в 2016 г. не было объекта налогообложения, исходя из которого должны исчисляться авансы.Налоговая система РФ выполняет такие функции:фискальная – собственно сбор платежей,распределительная – ФНС необходимо перечислить полученные налоговые
Образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений
48265 Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой. ФАЙЛЫ Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах.
Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному , из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления , подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.
Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде.
При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет. После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.
В первую очередь, при проверке , анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).
Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.
После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения. Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е.
это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.
Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е.
в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.
Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных ) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.
Срок ответа на требование налоговой
Не важно какое требование и по какому основанию поступило в адрес организации от ИФНС. На него надо отвечать в установленной срок. В случае игнорирования, компания будет привлечена к административной ответственности.
Срок для ответа различный и зависит от оснований направляемого требования. Законодателем предусмотрено, что общий срок составляет десять дней. При проверке группы налогоплательщиков он может быть продлен еще на 10 дней, при проверке иностранной компании составляет 30 дней. Если получено требование об истребовании документов по контрагенту, то срок ответа 5 и 10 дней, в зависимости от запрашиваемой информации.
По общим правилам срок начинает исчисляться на следующий день, после получения требования и заканчивается в последний день установленного срока. Днем получения считается день поступления письма в адрес компании. Если при направлении заказным письмом, вами получено уведомление о поступлении требования на почту, а вы его умышленно не забираете, письмо все равно будет считаться доставленным и срок начнет течь. Поэтому лучше его забрать и ответить, как полагается по закону.
Когда нужно предоставить пояснения
Прежде всего, важно понимать, что предоставление пояснений – это не всегда обязанность работодателя. Если налоговая выявила несоответствия или ошибки, то организация должна предоставить разъяснения только в том случае, если они были найдены в ходе камеральной проверки. Наиболее часто встречаются такие нарушения:
- некорректная информация в налоговых декларациях;
- противоречия в данных, которые предоставлены в одном или нескольких отчетных документах;
- нарушения в операциях, которые связаны с получением налоговых льгот (каникул, сниженных ставок);
- противоречия между информацией, которую предоставил налогоплательщик, и данными, имеющимися в налоговой.
Таким образом, ответ на требование налоговой целью предоставления соответствующих пояснений (по образцу) обязателен, если была проведена камеральная проверка, которая и выявила нарушения. А во всех остальных случаях предоставление письменных объяснений – это право компании. Однако, как показывает опыт, лучше позаботиться и направить в инспекцию письмо, поскольку это нередко помогает в донесении своей позиции до проверяющих.
Практика показывает, что в большинстве случаев пояснения необходимо предоставить в связи с расхождениями по НДС и налогом на прибыль.
Ответ на требование об уплате налога, если налог оплачен
Кроме того, в случае выявления нарушений налоговики должны были оформить акт камеральной проверки и ознакомить с ним налогоплательщика (п. 1, 2 ст. 100 НК РФ). Поскольку ни об одном из этих документов в вопросе не говорится, можно предположить, что речь в уведомлении идет об авансах за 2016 г.Налоговики не знают, есть ли у налогоплательщика в 2016 г.
объект налогообложения или нет. Ведь выяснить это они могут только из декларации, которая должна быть представлена по окончании 2016 г.
(ст. 346.23 НК РФ). Авансы перечисляются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). Поскольку в этот срок авансовые платежи не поступили, а регистрация в качестве предпринимателя предполагает ведение деятельности, приносящей доход (ст. 2 ГК РФ), с которого должен уплачиваться налог, налоговики, видимо, решили уведомить плательщика об этом.
Такое уведомление представляет собой лишь напоминание о необходимости уплаты авансовых платежей. Оно не влечет за собой никаких последствий.В ответ на уведомление можно направить налоговикам письмо, в котором указать, что в 2016 г. не было объекта налогообложения, исходя из которого должны исчисляться авансы.Налоговая система РФ выполняет такие функции:фискальная – собственно сбор платежей,распределительная – ФНС необходимо перечислить полученные налоговые выплаты в соответствующие фонды,контроль – ИФНС отслеживает деятельность субъектов налогообложения и выставляет требования
Форма, порядок, способ передачи требования
Обязанности по направлению требования к плательщику возложены на тот налоговый орган, в котором плательщик-должник зарегистрирован.
Независимо от того, является ли должник физическим лицом, юридическим лицом, или состоит в участниках консолидированной группы. В последнем случае требование направляется уполномоченному ответственному участнику этой группы.
Существует несколько способов передачи требования плательщику:
- лично;
- путем отправки почтового отправления;
- через кабинет налогоплательщика на официальном сайте;
- через интернет в электронной форме.
При этом если должником является организация, то требование передается руководителю или тому, кто его представляет. Если должник – физическое лицо, то требование передается ему или его законному представителю. Почтовое отправление представляет собой заказное письмо, которое считается врученным по истечении шести дней с момента отправки.
Порядок отправки требования в электронном виде представляет собой первичное формирование документа в письменном виде, последующее формирование такого же документа в электронном виде, подписание его усиленной квалифицированной подписью ответственного лица (обычно это руководитель налогового органа или того, кто его заменяет).
Направляется электронное требование на адрес плательщика через интернет с фиксированием даты отправления.
Налоговый орган, отправивший уведомление в электронном виде, не позднее следующего дня обязан получить по тем же каналам, что и было отправлено требование (например, через электронную почту), следующие данные:
- уточнение и подтверждение правильности даты отправки;
- прием или отказ в приеме плательщиком, подтвержденные квалифицированной электронной подписью.
То есть плательщик со своей стороны обязан уведомить налоговый орган о том, получил ли он требование, принял ли его или нет. Если оснований для отказа нет, то отказ плательщика считается неправомерным, подлежит привлечению к ответственности плательщика-должника. Файл обмена должен иметь формат XML.
Налоговый орган при обнаружении недоимки со стороны плательщика направляет ему требование об уплате любым способом в течение трех месяцев или года (в отдельных случаях).
Что такое «информационное письмо из налоговой инспекции»?
Получили информационное письмо из налоговой инспекции — не торопитесь на него отвечать или иным образом реагировать.
Основной документ, на основании которого налогоплательщик взаимодействует с Федеральной налоговой службой РФ (далее «ФНС РФ»), и ФНС России взаимодействует с налогоплательщиком — это Налоговый кодекс Российской Федерации. Именно в Налоговом кодексе содержаться обязательные правила, регулирующие каждый этап налогообложения, в том числе и правила ведения переписки между налоговыми органами и налогоплательщиками по поводу налогов. Это же правило установлено законом «О налоговых органах» №943-1 от 21.03.1991г.
Получили информационное письмо из налоговых органов — сверьтесь с Налоговым кодексом.
Налоговые органы РФ осуществляют властные полномочия от имени государства и могут ограничивать права граждан и организаций.
Например, являясь государственным органом имеющим право безвозмездно изымать у налогоплательщиков принадлежащее им имущество – а налоги это и есть безвозмездно передаваемое имущество (статья 8 НК РФ), налоговые орган так же имеют право привлекать за неуплату налогов к штрафам, проводить проверки правильности исчисления и уплаты налогов, требовать от налогоплательщиков объяснений и т.д.
Для избежания произвола налоговые органы не могут выходить за рамки установленных в законе прав. Так реализуется принцип правового государства: государственному органу запрещено все, что прямо не разрешено в законе.
Основные права налоговых органов сформулированы в статье 31 НК РФ, а так же в законе о налоговых органах.
Этот же принцип полностью действует в отношении документа — «Информационное письмо налоговой инспекции».
Налоговый кодекс прямо устанавливает исчерпывающий перечень форм документов и способов официальной коммуникации российского налогового органа и налогоплательщика (часть 4 статьи 31 НК РФ), согласно которой В рамках выполнения функций по контролю за полнотой и своевременностью уплаты налогов налоговый орган имеет право направить документы адресату либо в виде бумажного документа или в цифровой форме, при этом, документ передается:
— непосредственно (лично) под расписку;
— по почте, заказным письмом;
— передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.
Внимание: приведенная норма кодекса прямо ограничивает усмотрение налоговой инспекции по выбору способа направления документа оговоркой: налоговый орган может выбрать любой из перечисленных способов уведомления — если порядок их передачи прямо не предусмотрен Налоговым кодексом РФ.