Каков внешний долг России на 2023 год?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каков внешний долг России на 2023 год?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Госдолг – сумма, которую страна получила от своих граждан, других государств и частных инвесторов. Он состоит из двух частей: внешней и внутренней. Внутренний долг – все то, что государство должно своим гражданам и другим институтам в собственной валюте. Внешний – задолженность перед любыми иностранным кредиторами.

«Прорыв информационной блокады!» Шутка.

Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.

Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).

Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:

  • Нормативно-правовая база
  • График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
  • Структура долга
  • Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
  • Глоссарий
  • О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)

И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.

Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…

…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

Американская экономика на грани коллапса из-за двадцати лет «долговой лихорадки»

Два десятка лет накрученного с помощью займов роста, нетривиальные методы учёта экономических показателей и военные расходы довели экономику страны до самого края пропасти. Исходя из этого, весьма маловероятным кажется, что помимо этого США по силам дальнейшие попытки расширить уровень своего мирового влияния, справиться с обострившимся противостоянием и гонкой вооружений с Россией и Китаем, а также с намечающейся торговой войной с Китаем. Скорее всего, это просто невозможно.

Из без того огромное долговое бремя США продолжает увеличиваться, пока правительство занимает триллионы долларов для поддержания финансового пузыря и имитации роста экономики. Федеральный бюджет на 2018 и 2019 годы, а также спрогнозированные бюджеты последующих 10 лет, оставят после себя огромный дефицит и еще бо́льший долг по триллиону долларов за каждый год, вплоть до 2023, согласно официальной статистике. Наши исследования показали, что размер реальных займов может даже превысить данный прогноз, раздув долговой пузырь еще как минимум на $10 трлн всего за 5 лет (что к 2024 году составит 140% от ВВП).

Однако новая экономическая обстановка в мире немного пошатнула планы США по дальнейшему финансированию дефицита бюджета за счет заниженных процентных ставок. Следуя прогнозам роста задолженности и повышения процентных ставок, даже правительство при расчете бюджета учло увеличение годовых расходов на выплату процентов на 150% к 2028 году: до $760 млрд. Мы же, соглашаясь с другими аналитиками, ожидаем, что ежегодные расходы на выплату процентов на деле вырастут вдвое и к 2028 году составят $1,5 трлн. Это совершенно неподъемная сумма, даже вдвое превышающая «неприкосновенный» военный бюджет на 2028 (согласно правительственному плану на ближайшие 10 лет). Подобные расходы Штаты себе просто позволить не смогут. Но из-за стремительно растущих первоочередных расходов на соцобеспечение и оборону бюджет теряет гибкость даже при условии, что все прочие приоритеты отбрасываются.

Тем самым становится ясно, что экономика США в своём текущем состоянии протянет не больше 5-10 лет. Её спасут только кардинальные изменения экономической модели, которые либо будут введены в качестве спланированных государством мер (что навряд ли произойдет), либо возникнут в результате масштабного финансового кризиса. В конечном итоге это приведет к постоянному понижению уровня жизни, так как экономике США придется приспособиться к ВВП в $14,5 трлн, который предшествовал появлению долгового финансового пузыря (что означает падение ВВП на 30% от текущего уровня). Учитывая подобные катастрофические перемены, США лишаться текущего экономического превосходства и военной мощи. В итоге ВВП на душу населения составит $30 тыс., что практически наравне с нынешними $28 тыс. в России.

Устойчивый уровень ВВП США составляет $10-14 трлн

Изученные нами данные приводят к неизбежному выводу о том, что рано или поздно (тут скорее всего рано) США уже не сможет брать в долг такими объёмами, и экономический пузырь в конце концов лопнет и опустит ВВП до устойчивого уровня. Мы не можем точно сказать, сколько именно составит ВВП в данном случае, но, если предположить, скорее всего, это будет цифра, близкая к показателям периода, который предшествовал американской «долговой лихорадке». В таком случае ВВП составит немного больше $14 трлн (уровень 2007 года). На самом деле, можно даже допустить, что ВВП опуститься до уровня 2000 года и слегка превысит $10 трлн. При наиболее оптимистичном сценарии развития событий ВВП США просто будет оставаться на одном и том же уровне, как это происходит в Японии и Италии, где никакого роста ВВП не происходит, в то время как другие страны подтягиваются до их уровня экономического развития и даже обходят их. Такой расклад событий тоже неидеален: проблемы-то так и останутся, и никаких мер для изменения ситуации в лучшую сторону принято не будет. А для такой сверхдержавы как США – это просто не допустимо.

В любом случае, продуктивная способность американской экономики в рамках ВВП составит, по нашей оценке, не более $14 трлн. А это значит, что ВВП на душу населения лишь слегка превысит $30 тыс. на человека, что не так далеко от российского показателя в $28 тыс.

Основные разновидности внешнего долга

Внешние заимствования имеют типовые и периодические различия, по которым определяют:

  • корпоративный внешний долг – финансовые обязательства экономических субъектов выполняющих определенную деятельность внутри государства. Учитываются как частные компании, так и государственные. Данный вид принимается в расчет при определении общей суммы внешнего государственного долга страны, но не накладывает финансовых обязательств непосредственно на государство, за исключением случаем наличия госгарантий и обеспечения;
  • государственный внешний долг – совокупность обязательств, взятых на себя муниципальными и федеральными представительствами органов власти, в том числе гарантийное обеспечение частных и корпоративных займов;
  • текущий госдолг – обязательства, исполнение по которым ограничено периодом в 12 месяцев;
  • общегосударственная задолженность – совокупность всех обязательств, исполнение по которым намечено как на текущий период, так и на перспективу.

Отдельно следует отметить сроки, на которые кредитор готов выделить средства. Существуют краткосрочные, среднесрочные, а также кредиты с большим сроком. В последнем случае кредитор предоставляет деньги на пять лет и более, в первых двух – это сроки до года и пяти лет, соответственно.

Менее выгодными для государства считаются краткосрочные займы, отличающиеся высокими процентами и узкими временными рамками. Часто заемщик прибегает к пролонгации и консолидации, а также иным договорным уступкам со стороны кредитора. Таким образом именно займы на короткий срок могут составлять большую часть внешнего государственного долга страны и оказывать значительное давление на экономику и личное финансовое благополучие граждан.

Характерные показатели внешнего госдолга

Оценочный анализ кредитной нагрузки будет неполным без указания значений внешнего долга. Именно данный показатель способствует пониманию общего самочувствия изучаемой экономики. Стабильность и степень инвестиционной зависимости суверенной экономики – еще одни показатели, рассматриваемые через призму внешних кредитных обязательств. Минфин использует полученные при анализе сведения для моделирования дальнейших экономических сценариев и определения государственного экономического курса.

Существуют два основных показателя, определяющие характеристики целых групп данных, эти показатели определяют остатки и динамику (потоки). Важное значение при расчетах размера внешнего долга страны, имеют коэффициенты платежеспособности отражающие такие аспекты как:

  • объем долга по отношению к ВВП;
  • баланс объема экспортной прибыли к платежам по процентам займа (в %);
  • индикатор устойчивости – указывает на степень потенциального риска, связанного с выплатами по кредиту;
  • уровень ликвидности и возможность платить.

Многие кредиторы считают важнейшим, показатель отношения долга к размеру ВВП. Также важен показатель долг/экспортная прибыль. При росте показателя выше 275% может быть запущена процедура списания долгов с государства. Рост данного показателя приводит к изменению условий выдачи займов.

Мировой долг растет: в каких странах возможен дефолт в 2021 году

Под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств включая проценты перед физическими и юридическими лицами внутри страны, а также перед международными организациями, банками и странами с выплатами в конкретный срок.

На формирование государственного долга не влияет задолженность других стран этому государству. Взятые обязательства по возмещению кредитов страны-должника не привязываются к возврату собственного займа.

Внешний долг входит в структуру государственного наравне с внутренним. Под внешним долгом понимаются обязательства по всем видам займов у нерезидентов страны и проценты по принятым обязательствам.

Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).

Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.

Из пандемии госдолг всех стран вырос почти до 100% мирового ВВП

План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.

Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.

Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.

С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.

В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.

По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.

Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.

Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.

Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.

Так что же с государственными долгами? В уходящем году они не только в ЕС, но и по всему миру росли, как на дрожжах. Настолько быстро, что в парламенте Германии народные избранники в какой-то момент потребовали остановить займы, но пыл охладил главный экономист ОЭСР Лоуренс Бун, который убедил, что будущий 2021 год — не лучшее время для ограничений займов.

В своём анализе он подчеркнул, что одалживать сегодня на международных рынках не только правильно для борьбы с последствиями пандемии, но и попросту дёшево. Сами деньги сегодня дешёвые, а значит не нужно себя ограничивать, считает эксперт.

Управление государственным долгом — совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам, погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг. Это одно из направлений финансовой политики государства.

Выплаты доходов по займу и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга.

Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Государством в 2020-2021 годах могут приниматься следующие меры в области управления государственным долгом:

— конверсия — изменение доходности займов, т. е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов);
— консолидация — изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов;
— унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигациинового займа. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;
— аннулирование государственного долга — мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу.

Существующая система управления государственным долгом способствует сокращению объема потенциальных кредитных ресурсов инвестирования и объема внутренних инвестиционных ресурсов, т. е. обладает негативным эффектом. Подрыв инвестиционных возможностей ведет к углублению экономической стагнации, что объективно способствует накоплению инфляционного потенциала и становится препятствием на пути достижения антиинфляционных результатов, ради которых и создавались вышеуказанные инструменты рынка государственных ценных бумаг.

Внешний долг России на 2021 год

Год Госдолг, млрд $ Год Госдолг, млрд $
1910 2 1990 3206
1920 26 2000 5628
1930 16 2010 13528
1940 50 2015 18627
1950 256 2016 19949
1960 290 2017 20164
1970 380 2018 21408
1980 909 2019 22017

Процентное отношение государственного долга Америки к её ВВП достигло максимального значения в 1946 г. и равнялось 121%. Такая ситуация стала следствием огромных военных расходов державы во время Второй мировой войны. Дальнейшее динамическое развитие экономики страны позволили сократить этот показатель до 36% к началу 1980-х гг. Однако затем рост госдолга уже шёл намного стремительнее, чем экономический рост. Большую роль здесь сыграли и огромные вливания в ВПК, и участие в нескольких вооруженных конфликтах (Ирак, Сирия, Йемен). Поэтому к 2012 г. объём госдолга снова превысил отметку 100% от ВВП. Сегодня этот показатель составляет 109.45%.

Специалисты утверждают, что в дальнейшем госдолг США будет неуклонно расти. Но в Америке существует закон, по которому займы правительства страны ограничиваются так называемым «потолком госдолга».

Сегодня США могут делать займы на любые суммы вплоть до 01 марта 2019г., показатель государственного долга на этот день и будет считаться потолком.

Всемирный банк назвал страны с крупнейшей задолженностью перед Россией

Рыночная экономика с её заповедями должна быть признана неэффективной и не отвечающей современным вызовам времени. На её место должна прийти экономика инновационного развития. Нам необходимо понять, что мир вокруг нас не изменится, если мы не изменимся сами. И прежде всего, в собственных взглядах на окружающий нас мир.

Многие специалисты-финансисты высказывают мнение, что сегодняшний внешний государственный долг нашего государства – плод кропотливого одалживания взаймы СССР у других держав. Выражается он в долларовом эквиваленте. Дело в том, что после распада Союза ни одно новоиспеченное самостоятельное государство, кроме нашего, не смогло бы взяться за выполнение долговых обязательств своего прародителя. И по настоянию держав-кредиторов Запада сработал «нулевой вариант»: за два года (1992-1993 гг.) прежние республики Союза передали РФ свои зарубежные активы и обязательства по кредитам. Как некоторую компенсацию, РФ получила возможность также быть кредитором для Кубы, Ирака, Афганистана, Монголии, Сирии, Вьетнама, КНДР, Эфиопии, Алжира, Ливии, Индии.

Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:

  1. Реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами.
  2. Обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги).
  3. Переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа).
  4. Обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа).
  5. Смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.

Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2017 года внешний долг России составляет 537,5 миллиарда долларов США. Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.

Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в 2021 году выплаты по внешнему долгу России составили 12,5 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2021 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).

Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета нашей страны, который, как известно, основан на ценовой политике нефти в рублях.

Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку – это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая – до 48%, умеренная – до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов производимых на своей территории.

При росте внешнего долга автоматически снижается рейтинг этой страны, авторитет ее правительства у населения.

Погашение внешнего госдолга на первое полугодие 2017 год:

  • 29 млрд. долларов в счет основного долга;
  • 12,8 млрд. долларов в качестве процентной ставки.

Специалисты делают выводы: за 2021 год выплатили меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности в 2021 году. Такая ситуация объясняется тем, что РФ в 2021 году сохранила положительное торговое сальдо (разница между ценой экспорта и импорта) – за январь — июль 2021 году эта разница составила 72 миллиарда долларов.

К тому же ЦБ России прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце прошлого года (резко снизились цены на нефть, при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена). Повторения прошлогодней ситуации не будет, поэтому специалисты советуют не паниковать, а с оптимизмом строить планы на будущее.

Управление государственным долгом — совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам, погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг. Это одно из направлений финансовой политики государства.

Долги стран мира на 2021 год таблица

Рыночная экономика с её заповедями должна быть признана неэффективной и не отвечающей современным вызовам времени. На её место должна прийти экономика инновационного развития. Нам необходимо понять, что мир вокруг нас не изменится, если мы не изменимся сами. И прежде всего, в собственных взглядах на окружающий нас мир.

Рассмотрим, как раскиданы займы США для пополнения казны с привлечением заимствований:

  • около 30% приходится на госкомпании (к примеру, ФСС США);
  • примерно 37% приходится на физлиц, банковские и инвестиционные компании и так далее;
  • около 33% приходится на иностранные заимствования из других государств.

Среди зарубежных государств крупнейшими держателями штатовских гособлигаций по состоянию на 2019 год являются Япония и Китай (их доли примерно равны). Россия сократила вложения в госдолг США до 14 млрд., что примерно равно займам, которые были в 2007 году.

По многочисленным социальных опросам граждане Соединенных Штатов Америки очень недовольны положением таких дел (счетчик госдолга США увеличивается с огромной скоростью), так как каждый из них является должником по обязательствам, которые взяло на себя их правительство. Многие из них имеют кредиты на учебу, машину, дом и их не радует тот факт, что на них в экстренной ситуации этот долг тоже могут переложить в одним прекрасный момент путем увеличения налогов, пошлин, повышением тарифов, сокращением заработной платы и так далее. Кроме этого, необходимость государства отдавать этот займ уже приводит к уменьшению выделения средств на разного рода социальные гарантии (сокращение финансирования образования, медицины и других социально значимых сфер жизни граждан).

Некоторые американцы считают, что отдавать долги не придется, так как их государство является гегемоном на планете Земля с самой большой армией и самым передовым вооружением. Если какие-то страны (особенно стратегические партнеры, страны-вассалитеты) попробую пригрозить немедленно вернуть средства, то может быть спровоцировано военное противостояние.

Из пандемии госдолг всех стран вырос почти до 100% мирового ВВП

Внешние заимствования имеют типовые и периодические различия, по которым определяют:

  • корпоративный внешний долг – финансовые обязательства экономических субъектов выполняющих определенную деятельность внутри государства. Учитываются как частные компании, так и государственные. Данный вид принимается в расчет при определении общей суммы внешнего государственного долга страны, но не накладывает финансовых обязательств непосредственно на государство, за исключением случаем наличия госгарантий и обеспечения;
  • государственный внешний долг – совокупность обязательств, взятых на себя муниципальными и федеральными представительствами органов власти, в том числе гарантийное обеспечение частных и корпоративных займов;
  • текущий госдолг – обязательства, исполнение по которым ограничено периодом в 12 месяцев;
  • общегосударственная задолженность – совокупность всех обязательств, исполнение по которым намечено как на текущий период, так и на перспективу.

Отдельно следует отметить сроки, на которые кредитор готов выделить средства. Существуют краткосрочные, среднесрочные, а также кредиты с большим сроком. В последнем случае кредитор предоставляет деньги на пять лет и более, в первых двух – это сроки до года и пяти лет, соответственно.

Менее выгодными для государства считаются краткосрочные займы, отличающиеся высокими процентами и узкими временными рамками. Часто заемщик прибегает к пролонгации и консолидации, а также иным договорным уступкам со стороны кредитора. Таким образом именно займы на короткий срок могут составлять большую часть внешнего государственного долга страны и оказывать значительное давление на экономику и личное финансовое благополучие граждан.

Государственная задолженность негативно сказывается на общем положении финансово-экономической системы государства. Наличие рычагов влияния на уникальные экономические характеристики и черты у рыночных конкурентов, предполагают существенные ограничения в плане системного развития государства. Определен ряд причин, делающих внешний долг государства самым обременительным, среди них:

  • доступ иностранных структур к льготным ценам на ресурсы должника;
  • высокие проценты, требующие оплаты любыми средствами, в том числе резервными;
  • возможность ущемления некоторых прав страны заемщика;
  • снижение основных рейтингов страны с внешним долгом значительного размера.
Страна Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
Бруней 0 0
Макао 0 0
Республика Палау 0 0
Экваториальная Гвинея 174 1
Алжир 3 389 2
Иран 15 640 4
Нигерия 15 730 5
Фиджи 127 5
Гаити 428 7
Азербайджан 6 059 8,2

Оценочный анализ кредитной нагрузки будет неполным без указания значений внешнего долга. Именно данный показатель способствует пониманию общего самочувствия изучаемой экономики. Стабильность и степень инвестиционной зависимости суверенной экономики – еще одни показатели, рассматриваемые через призму внешних кредитных обязательств. Минфин использует полученные при анализе сведения для моделирования дальнейших экономических сценариев и определения государственного экономического курса.

Национальный долг и ВВП по странам мира (таблица) 2021

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

  • Добавлен список стран по размерам ставки НДС 20 января, 2021
  • Добавлен новый рейтинг стран по уровню жизни пенсионеров 6 декабря, 2020
  • Добавлен новый рейтинг городов по стоимости жизни (по версии The Economist) 13 ноября, 2018
  • Обновлены рейтинги стран по уровню свободы 27 октября, 2020
  • Обновлен рейтинг лучших городов мира 24 октября, 2020

Эксперты считают, что позиция Сингапура в рейтинге будет улучшаться, так как экономика страны демонстрирует рост. Пока же на одного гражданина Сингапура приходится около $50 тысяч долларов госдолга – по этому показателю город-государство сравнялось с США. Кстати, 91% государственного долга страны покрывается международными резервами.

Банковский сектор страны пребывает в явном кризисе, что в совокупности с общеевропейскими проблемами негативно сказывается на объеме заимствований. До 2008 года долг Ирландии не превышал 30% от ВВП, эксперты же прогнозируют увеличение показателя до 120% в ближайшие год-два. По размеру госдолга в расчете на одного жителя страны Ирландия уступает только Японии.

Уровень государственного долга в стране составляет 123% от ВВП. На каждого итальянца сегодня приходится примерно $43 тысячи госзаимствований. Правда экономика Италии демонстрирует рост в объеме около 7% в год, поэтому значительного увеличения доли госдолга к ВВП не ожидается. Аналитики прогнозируют рост показателя на 1-1,5% к концу этого года.

Национальный банк Республики Казахстан является центральным банком первого уровня в стране.

Все государственные активы республики сконцентрированы в госхолдинге Самрук-Казына, который инвестирует крупные проекты, направленные на развитие Казахстана.

Технологичные производства совместно с западными компаниями. В Казахстане производят свои товары такие гиганты, как Chevrolet, LG, Samsung, Bosch, 3M, Panasonic.

Под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств включая проценты перед физическими и юридическими лицами внутри страны, а также перед международными организациями, банками и странами с выплатами в конкретный срок.

На формирование государственного долга не влияет задолженность других стран этому государству. Взятые обязательства по возмещению кредитов страны-должника не привязываются к возврату собственного займа.

Внешний долг входит в структуру государственного наравне с внутренним. Под внешним долгом понимаются обязательства по всем видам займов у нерезидентов страны и проценты по принятым обязательствам.

Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).

Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.

Долги государства негативно влияют на экономическое положение. Внешний долг признан самым обременительным по нескольким причинам. Проблемы внешнего долга:

  • В счет погашения задолженности страна отдает ценные товары и сырье. Возврат кредитных средств чаще всего происходит из золотовалютных резервов.
  • Дополнительно приходится оплачивать проценты, что приводит к увеличению суммы долговых обязательств.
  • Страна или организация-кредитор требует выполнения своих условий, которые не всегда совпадают с интересами страны-заемщика.
  • Значительный внешний долг подрывает авторитет страны и доверие к ней.
Страна Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
Бруней 0 0
Макао 0 0
Республика Палау 0 0
Экваториальная Гвинея 174 1
Алжир 3 389 2
Иран 15 640 4
Нигерия 15 730 5
Фиджи 127 5
Гаити 428 7
Азербайджан 6 059 8,2

Оценочный анализ кредитной нагрузки будет неполным без указания значений внешнего долга. Именно данный показатель способствует пониманию общего самочувствия изучаемой экономики. Стабильность и степень инвестиционной зависимости суверенной экономики – еще одни показатели, рассматриваемые через призму внешних кредитных обязательств. Минфин использует полученные при анализе сведения для моделирования дальнейших экономических сценариев и определения государственного экономического курса.

Рейтинг стран по внешнему и государственному долгу

В марте 2021 года Всемирный банк (ВБ) опубликовал доклад, посвященный двусторонней задолженности развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Россией.

По данным ВБ, к концу 2019 года по двусторонним займам около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 млрд. Речь идет как о долгах государств, так и о долгах юрлиц, гарантированных государствами.

Самым крупным должником РФ на конец 2019 года оказалась Белоруссия ($8,1 млрд). Затем идут Бангладеш, Венесуэла, Вьетнам, Йемен и Индия. Каждая из этих стран должна России более $1 млрд. Часть из этих долгов остается еще с начала 1990-х годов.

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

  • Добавлен список стран по размерам ставки НДС 20 января, 2021
  • Добавлен новый рейтинг стран по уровню жизни пенсионеров 6 декабря, 2020
  • Добавлен новый рейтинг городов по стоимости жизни (по версии The Economist) 13 ноября, 2018
  • Обновлены рейтинги стран по уровню свободы 27 октября, 2020
  • Обновлен рейтинг лучших городов мира 24 октября, 2020

Эксперты считают, что позиция Сингапура в рейтинге будет улучшаться, так как экономика страны демонстрирует рост. Пока же на одного гражданина Сингапура приходится около $50 тысяч долларов госдолга – по этому показателю город-государство сравнялось с США. Кстати, 91% государственного долга страны покрывается международными резервами.

Банковский сектор страны пребывает в явном кризисе, что в совокупности с общеевропейскими проблемами негативно сказывается на объеме заимствований. До 2008 года долг Ирландии не превышал 30% от ВВП, эксперты же прогнозируют увеличение показателя до 120% в ближайшие год-два. По размеру госдолга в расчете на одного жителя страны Ирландия уступает только Японии.

Уровень государственного долга в стране составляет 123% от ВВП. На каждого итальянца сегодня приходится примерно $43 тысячи госзаимствований. Правда экономика Италии демонстрирует рост в объеме около 7% в год, поэтому значительного увеличения доли госдолга к ВВП не ожидается. Аналитики прогнозируют рост показателя на 1-1,5% к концу этого года.

Национальный банк Республики Казахстан является центральным банком первого уровня в стране.

Все государственные активы республики сконцентрированы в госхолдинге Самрук-Казына, который инвестирует крупные проекты, направленные на развитие Казахстана.

Технологичные производства совместно с западными компаниями. В Казахстане производят свои товары такие гиганты, как Chevrolet, LG, Samsung, Bosch, 3M, Panasonic.

Под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств включая проценты перед физическими и юридическими лицами внутри страны, а также перед международными организациями, банками и странами с выплатами в конкретный срок.

На формирование государственного долга не влияет задолженность других стран этому государству. Взятые обязательства по возмещению кредитов страны-должника не привязываются к возврату собственного займа.

Внешний долг входит в структуру государственного наравне с внутренним. Под внешним долгом понимаются обязательства по всем видам займов у нерезидентов страны и проценты по принятым обязательствам.

Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).

Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.

Долги государства негативно влияют на экономическое положение. Внешний долг признан самым обременительным по нескольким причинам. Проблемы внешнего долга:

  • В счет погашения задолженности страна отдает ценные товары и сырье. Возврат кредитных средств чаще всего происходит из золотовалютных резервов.
  • Дополнительно приходится оплачивать проценты, что приводит к увеличению суммы долговых обязательств.
  • Страна или организация-кредитор требует выполнения своих условий, которые не всегда совпадают с интересами страны-заемщика.
  • Значительный внешний долг подрывает авторитет страны и доверие к ней.

В случае, когда выплаты по долговым обязательствам превышают 30% от внешнеэкономической деятельности, правительству становится сложнее получить новый транш. Кредиторы диктуют свои условия, требуют поручительств, дополнительных гарантий, повышают процентные ставки.

Между государственным долгом и бюджетным дефицитом существует прямая зависимость. Бюджетный дефицит провоцирует правительство к новым заимствованиям, государственный долг растет, а статья расходов на покрытие займа становится значительной. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, приходится повышать ставки налоговых платежей для населения, что повышает социальную напряженность в обществе.

Рейтинг 10 стран мира, у которых наименьший внешний долг на 2018 год

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
Бруней 0 0
Макао 0 0
Республика Палау 0 0
Экваториальная Гвинея 174 1
Алжир 3 389 2
Иран 15 640 4
Нигерия 15 730 5
Фиджи 127 5
Гаити 428 7
Азербайджан 6 059 8,2

Для оценки долгового бремени в долгосрочной перспективе используются показатели внешнего долга. Они демонстрируют макроэкономическую стабильность экономики и ее зависимость от иностранных инвестиций. Используются в дальнейшем при построении стратегии экономического развития страны.

Динамика российского государственного долга

За последнее десятилетие госдолг РФ заметно вырос. Одной из причин такого положения является замедление роста экономики из-за санкций, введенных в 2014 году США и странами Европейского Союза. Другая причина — необходимость финансирования федерального бюджета при отсутствии резервов.

Какой внешний долг России на 2022 год? По данным, предоставленным Счетной палатой, он достиг почти 460 млрд долларов США. Около 70% от этой суммы составляют долги по государственным бумагам в иностранной валюте, а 30% — государственные гарантии РФ, номинированные в той же валюте.

Для определения разницы между доходами и расходами государства задолженность сравнивают с ВВП. Только сравнению подлежит общий долг России, то есть, внешний и внутренний. Чем показатель выше, тем сложнее ситуация, тем большую проблему составляет необходимость погашать долг. Если показатель низкий, значит, государство способно покрыть свои обязательства.

На 1 апреля 2021 года соотношение госдолга РФ к ВВП составило 17%. Это даже ниже, чем в 2020, но выше, чем в 2019. Показатель до 30% говорит о том, что в данное государство можно инвестировать, уровень рисков довольно низкий.

Основные статьи расхода государственного бюджета в США

Повышение обязательств и дефицита бюджета Америки осуществляется из-за решения Белого дома предоставить 2,2 трлн. долларов на поддержку граждан и организаций.

Некоторая сумма уходит на прямые выплаты населению. Американцы с заработком меньше 75 000 долларов получат 1,2 тыс. Кстати, семьям с детьми выделят по 500 долларов на каждого ребенка.

Часть денег выдадут гражданам, оставшимся без работы. Кроме того, в статьи включаются меры по поддержанию предприятий и разных экономических отраслей.

Кстати, на канале НТВ выходила передача «Центральное телевидение» со скриншотом долга США. На фоне американского флага изображается величина внешних обязательств. Картинку в течение долгого времени применяли политические критики. Летом 2020 г. изображение стало мемом.

Почти сразу картинка попала в соцсети, она стала наглядным аргументом в шутках и спорах по поводу запада. В сентябре ввиду популярности мема создали сообщество «Мемы про внешний долг Америки».

Государственный долг США онлайн доступен на просторах интернета. Там можно проследить изменение обязательств в режиме реального времени. Кроме того, просмотреть график, узнать, почему меняется величина, от чего она зависит. Сейчас величина вырастает примерно на 20-30 000 долларов каждую секунду.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *