Карта специальной оценки условий труда рабочего места

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Карта специальной оценки условий труда рабочего места». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Это документ, содержащий в себе сведения о состоянии условий труда на рабочем месте на момент проведения специальной оценки условий труда. Форма и правила заполнения карты СОУТ указаны в Приложениях к Приказу Минтруда №33н от 24.01.2014 г.

Что представляет собой спецоценка условий труда?

СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.

  • Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
  • Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
  • Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
  • Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
  • Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
  • Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
  • Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС

С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.

Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.

ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Куда отнести средства, потраченные на проведение СОУТ?

Средства, потраченные на специальную оценку условий труда, можно зачислить в счет страховых взносов. Таким образом можно возместить до 20% от использованной суммы. Для этого потребуется:

  • Рассчитать максимальную сумму на страхование от несчастных случаев
  • Подготовить пакет документов в ФСС. Он должен включать данные по проведенному расчету, а также копии приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда, списка мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников, договора с организацией-исполнителем с указанием количества рабочих мест, которые прошли оценку, и стоимости проведения оценки на каждом из них.

Классификация условий труда по степени вредности и/или опасности

Условия труда подразделяются на четыре класса:

  • 1-й класс — оптимальные. На сотрудника либо не воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, либо уровень их воздействия соответствует гигиеническим нормативам. Такие условия позволяют сотруднику сохранять высокую работоспособность
  • 2-й класс — допустимые. Уровень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые воздействуют на сотрудника, не превышает установленные гигиенические нормативы. Организм сотрудника успевает восстановиться до следующего рабочего дня
  • 3-й класс — вредные. Уровень воздействия на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов превышает установленные гигиенические нормативы. В рамках этого класса выделяют 4 подкласса (степени):
  1. 1-я степень: организм сотрудника не успевает восстановиться до начала следующего рабочего дня. Увеличивается риск для здоровья
  2. 2-я степень: в организме сотрудника происходят стойкие изменения, которые в долгосрочной перспективе (через 15 лет и более) могут привести к развитию профессиональных заболеваний начальной и легкой степени тяжести
  3. 3-я степень: в организме сотрудника могут начаться изменения, приводящие к профессиональным заболеваниям легкой и средней степени тяжести. Сотрудник может потерять профессиональную трудоспособность в период трудовой деятельности
  4. 4-я степень: у сотрудника могут развиться профессиональные заболевания в тяжелой форме, что приведет к потере общей трудоспособности в период трудовой деятельности

Кто проводит специальную оценку труда?

Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно требования ст. ст. 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей, врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.

Что следует сделать, чтобы провести спецоценку

Работодателю следует иметь в виду, что:

  • Для регулирования отношений с компанией, проводящей СОУТ, заключается контракт (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Форма типового контракта утверждена приказом Минтруда РФ от 24.12.2018 № 834Н (действует с 09.03.2019).
  • А в следующий раз проводить все мероприятия и привлекать стороннюю организацию для того, чтобы провести СОУТ, придется, по общему правилу, через 5 лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

При этом, привлечение организации для проведения спецоценки не означает, что работодателю больше ничего не придется делать. Ему предстоит провести значительное число организационных мероприятий, в том числе еще до момента выбора организации по проведению спецоценки.

Как было отмечено ранее в статье, первым шагом к проведению оценки является создание работодателем комиссии по проведению СОУТ. Согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ комиссия создается приказом работодателя. При этом, число членов комиссии должно быть нечетным (ч. 1 ст. 9 Закона № 426-ФЗ), а в состав комиссии согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ нужно включить:

  • представителей работодателя (в том числе специалистов по охране труда);
  • представителей работников (профсоюз).

Как проверить отчет о специальной оценке условий труда

Основной задачей проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) является установление итогового класса условий труда на рабочем месте посредством определения уровня воздействия вредных и/или опасных производственных факторов на сотрудников, от чего в дальнейшем зависят виды предоставляемых им гарантий и компенсаций.

Процедура СОУТ состоит из подготовительного этапа, самого проведения и оформления результатов в форме отчетной документации. Последний этап очень важен – ошибки при проверке отчета могут дорого стоить и даже стать причиной судебных разбирательств. Поэтому прежде чем подписывать отчет, необходимо ознакомиться и разобраться с результатами оценки. Кроме того, работодатель имеет право запросить от проводящей СОУТ организации обоснование этих результатов.

Итак, как же сориентироваться в отчетной документации, все ли необходимое предоставила организация, проводящая СОУТ, правильно ли проведена специальная оценка, корректно ли установлены классы условий труда и все ли гарантии и компенсации за вредные условия учтены – в нашей статье мы попытаемся указать основные пункты, проверка которых поможет ответить на поставленные вопросы.

Остерегайтесь ошибок

Чтобы избежать ошибок во время проведения СОУТ, еще на этапе определения потенциально вредных и/или опасных производственных факторов следует предоставить организации, проводящей СОУТ, копии предыдущих материалов аттестации рабочих мест с указанными в них классами условий труда, гарантиями и компенсациями.

Также работодателю стоит ознакомиться с классификатором вредных и/или опасных производственных факторов. Это поможет оценить правильность дальнейших результатов по их идентификации. Выявление на рабочем месте данных факторов и их источников проводится путем обследования самого места и ознакомления с должностными обязанностями персонала, а также посредством опроса работников и их непосредственных руководителей. Факторы производственной среды и трудового процесса на рабочем месте признаются идентифицированными и подлежат оценке в случае совпадения их наименований с наименованиями, предусмотренными классификатором, который утвержден Приказом Минтруда России №33н от 24 января 2014 г.

Ошибки могут допускаться как организацией, проводящей СОУТ, так и работодателем, и комиссией СОУТ. Например, иногда возникают трудности на начальном этапе при подсчете комиссией количества рабочих мест по должностям с одинаковыми наименованиями и количеством работников на каждом рабочем месте. Принцип такой – количество рабочих мест должно соответствовать числу одновременно работающих работников.

Также важно корректно определить аналогичные рабочие места. Они должны соответствовать признакам аналогичности, определенным ст. 9 ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда». Достаточно провести спецоценку только 20% аналогичных рабочих мест (но не менее двух), а результаты будут применимы ко всем рабочим местам. Это существенно сокращает затраты на СОУТ. Если же какие-то места не подпадают под признаки аналогичности, спецоценка необходима для 100% таких рабочих мест.

Немаловажную роль играет и корректное наименование должности – она должна строго соответствовать штатному расписанию. Бывает, что комиссия предоставляет перечень должностей, не соответствующий реальности. Тогда возникают проблемы при применении результатов СОУТ, назначении гарантий и компенсаций и проверках контролирующих органов.

Важно!

Если данный документ отсутствует

Карта спецоценки условий труда должна находиться у работодателя, и при ее отсутствии последствия могут быть разными . На основании требований трудового законодательства и Федерального закона требуется проведение данной работы. Каждые пять лет должна проводится спецоценка условий трудового процесса.

Несоблюдение этих требований влечет административное наказание работодателя. Получается, что работник трудится на рабочем месте, на котором, возможно, нельзя работать. Причинами могут быть несоблюдение санитарных норм и невыполненная оценка по компенсациям, а по происшествию несчастного случая не проведена оценка опасных факторов.

Карта спецоценки трудового процесса заполняется последовательно. Для этого учитываются следующие сведения:

  1. Вся информация о компании, проводящей аттестацию. Наименование, адрес, местонахождение, номер лицензии и свидетельства на право заниматься этим видом работ.
  2. Данные о рабочем месте и аналогичных местах.
  3. Указать СНИЛС сотрудников.
  4. Какие негативные факторы окружающей среды существуют, каким образом они воздействуют на организм.
  5. Какие компенсации полагаются сотрудникам за вредные условия производства: сокращенный день, на сколько дней увеличивается отпуск, в каком размере полагается доплата.
  6. Перечень мероприятий, согласно которым улучшаются условия работы.
  7. Данная информация предоставляется из свидетельства о регистрации компании, расписания штатов. Основное количество сведений вносимо в карты экспертами, а также руководством предприятия, на котором проводилась спецоценка.
  8. Сведения из данных об администрации

Ознакомление работников с картой и подписи

Все сотрудники, рабочие места которых подлежали проверке, обязаны не только ознакомиться с ее результатами, но и должны подписываться под соответствующим документом. Для этой процедуры предусмотрен срок в 30 дней с момента составления отчета.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

На карте отведено специальное поле, которое предназначено для внесения подписей работниками. Каждый из них внесен в соответствующий список в этом документе и должен быть с ним ознакомлен, что будет подтверждать оставленная им роспись.

В том случае, если на карте отсутствует чья — либо роспись, ответственность будет возложена на работодателя. На него будет наложен штраф.

Обратите внимание! Если людей, работающих на производстве, много и не хватает места для подписей, можно прикрепить еще один лист бумаги, на котором распишутся работники, которым не хватило места.

При приеме на работу нового сотрудника, руководитель обязан предоставить ему карту СОУТ для ознакомления. Далее работником заполняется лист ознакомления, который храниться вместе с картой. Также гражданин, поступивший в штат, обязан оставить свою подпись.

Это документ, содержащий в себе сведения о состоянии условий труда на рабочем месте на момент проведения специальной оценки условий труда. Форма и правила заполнения карты СОУТ указаны в Приложениях к Приказу Минтруда №33н от 24.01.2014 г.

Карта СОУТ оформляется для каждого рабочего места, для которого экспертами организации проводились измерения и оценки. На рабочие места, проходившие процесс идентификации и декларирования, оформлять карту СОУТ не нужно, поскольку на них не было обнаружено вредных и/или опасных факторов. Для аналогичных мест готовится одна карта.

За заполнение карты отвечает обычно эксперт или комиссия организации по СОУТ, поскольку именно она устанавливает классы и подклассы условий труда для рабочих мест.

При подготовке организации к проведению спецоценки рабочих мест изначально издается распорядительный документ, в котором указываются члены комиссии в организации. В состав комиссии входят:

Члены комиссии Комментарий
Руководитель объекта Это председатель комиссии. Он организовывает контроль за проведением аттестации и утверждает документы. В случае возникновения разногласий организовывает совещания, на которых осуществляется решение всех спорных вопросов.
Представитель отдела кадров Подготавливает список работников и перечень рабочих мест, на которых планируется провести аттестацию. После утверждения перечня начинается проведение работ.
Специалист по ОТ и ТБ Контролирует процесс проведения аттестации и способствует членам комиссии правильно оценить место работника, предоставляет комиссии имеющиеся документы по ОТ по их запросу, в том числе распорядительные акты, инструкции, личные карточки выдачи СИЗ и инструктажа.
Главный энергетик и главный механик Специалисты необходимы, чтобы показать участки производства работ и оборудование в их хозяйстве.
Иные специалисты и руководители участков и объектов, принимающие участие в проведении аттестации.

Кто и в какие сроки проводит СОУТ?

Оценка проводится независимой специализированной организацией совместно с представителями работодателя. Все обследования происходят в рамках заключенного контракта и за счет работодателя.

Статьей 8 Закона № 426 установлена периодичность проведения СОУТ – не реже, чем раз в 5 лет.

Начиная с 1 января 2014 года, все работодатели обязаны провести проверку рабочих мест своих работников с привлечением специализированной организации. Если до указанной даты процедура была проведена, то следующий срок наступает по истечении пятилетнего периода от даты проведения.

Внеплановая аттестация рабочих мест допустима при возникновении следующих обстоятельств (ч.1 ст.17 Закона №426):

  • рабочие места организованы вновь;
  • изменения в производственном процессе, которые могут повлиять на уровень негативного воздействия на организм человека, связанные, в том числе, с заменой оборудования;
  • применение средств защиты, которые ранее не использовались;
  • выявление профессионального заболевания у работника, если установлено, что его причиной стало воздействие вредных и опасных условий труда;
  • исполнение предписания инспекции по труду;
  • по инициативе профсоюза, представившего мотивированные доводы для проведения внеплановой СОУТ.

Повторную плановую проверку проводят каждые пять лет на рабочих местах, где предыдущая проверка показала наличие вредных и опасных условий труда. Если ранее задекларировано соответствие нормативам, то документы по СОУТ продлеваются на следующие пять лет без организации плановой оценки.

Законом № 426 установлены следующие сроки для внеплановой проверки:

  • 12 месяцев — с даты ввода в эксплуатацию новых рабочих мест, перевода их в другое помещение, а также при изменении технологического процесса;
  • 6 месяцев — при получении предписания от инспектора по труду, замене средств защиты, в отношении рабочего места, где произошел несчастный случай или выявлено профессиональное заболевание.

Ответственность за не проведение специальной оценки условий труда

Проведение специальной оценки является обязанностью работодателя в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса. Поэтому отказ или нарушение порядка влечет за собой меры ответственности, применяемой в рамках ст.2.27.1 КоАПП.

К нарушениям относятся:

  • несоблюдение сроков проведения СОУТ;
  • ненадлежащее оформление результатов;
  • отказ от ознакомления работников с результатами проведенной на их местах работы оценки;
  • иные нарушения, в том числе проведение оценки не на всех местах, без оформления приказа и назначения комиссии.

Привлекаются к ответственности организация и ее руководитель. Размеры и виды наказаний в случае отказа от проведения СОУТ или нарушения порядка ее проведения следующие:

  • выносится предупреждение и указывается на обязательное исправление нарушений с установлением срока;
  • если нет угрозы жизни и здоровью людей, накладывается штраф в размере 60-80 тыс. рублей в отношении организации и 5-10 тыс. руб. в отношении должностного лица или индивидуального предпринимателя;
  • нарушение, выявленное повторно, увеличивает штраф на организацию до 100-200 тыс. рублей, на должностное лицо или ИП – до 30-40 тыс. рублей;
  • надзорный орган вправе приостановить деятельность организации или ИП на период до 90 суток (если существует угроза жизни и здоровью людей);
  • повторное нарушение влечет дисквалификацию организации на срок от 1 до 3 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *