Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Определение 1
Социальная защита – это особая политика государства, которая направлена на обеспечение экономических, социальных, политических и иных гарантий и прав человека независимо от его национальной принадлежности и других факторов.

Государственная организация социальной защиты

В процессе организации социальной защиты населения государство играет основополагающую роль, организуя при этом пенсионное обслуживание, обеспечение различными пособиями и субсидиями, социальное обслуживание несовершеннолетним детям и малоимущим семьям. Организация социальной защиты основывается на законодательстве по социальной защите граждан, положении по структуре социальной политики, рекомендациях и нормативах по разработке региональных социальных программ, обеспечивая при этом международное сотрудничество, и анализируя уровень жизни разных категорий населения.

Организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации Ростовская область

Более подробно деятельность организаций социального обслуживания урегулирована в нормативно-правовых актах субъектов РФ. Например, согласно Ст. 17 закона Ростовской области от 03.09.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» организациями социального обслуживания субъекта Российской Федерации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм являются:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • комплексные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • комплексные социальные центры по оказанию помощи лицам без определенного места жительства;
  • центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • стационарные организации социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, пансионаты для престарелых и инвалидов, специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, дома инвалидов, детские дома-интернаты для умственно отсталых и глубоко умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, социально-реабилитационные отделения центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов);
  • дома ночного пребывания, центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;
  • центры социальной помощи семье и детям;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • социальные приюты;
  • реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • иные организации, предоставляющие социальные услуги.

Нормативы штатной численности организаций социального обслуживания

Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 24.11.2014 г. № 940н утверждены Правила организации деятельности организаций социального обслуживания в Российской Федерации, их структурных подразделений, которые:

определяют порядок организации деятельности организаций социального обслуживания и их структурных подразделений, предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания.

Определяют рекомендуемые нормативы штатной численности и перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания граждан РФ, оказывающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;

Например, указанным правовым актом-установлены следующие рекомендуемые нормативы штатной численности организации социального обслуживания – дома-интерната для престарелых и инвалидов:

Административно-хозяйственная часть

Директор

1,0

1,0

1,0

1,0

Заместитель директора по общим вопросам

1,0

1,0

1,0

Заместитель директора по медицинской части

1,0 при наличии лежачих получателей социальных услуг (свыше 200 коек)

1,0 при наличии лежачих получателей социальных услуг (свыше 200 коек)

Старшая меди­цинская сестра

1,0

1,0

Заместитель директора по пожарной безо­пасности

1,0

1,0

1,0

1,0

Юрисконсульт

0,5

1,0

1,0

1,0

Главный бухгал­тер

1,0

1,0

1,0

1,0

Бухгалтер

1,0

1,0

2,0

3,0

Кассир

1,0

1,0

1,0

1,0

Экономист

1,0

1,0

1,0

Администратор баз данных

0,5

1,0

1,0

1,0

Секретарь-машинистка

1,0

1,0

1,0

1,0

Делопроизводитель

1,0

1,0

1,0

Начальник хозяйственного отдела

1,0

1,0

1,0

1,0

Заведующий складом

1,0

1,0

2,0

2,0

Кладовщик

1,0

1,0

Агент по снабже­нию

0,25

0,5

1,0

1,0

Инженер по охране труда и технике безопас­ности

0,5

0,5

1

1,0

Специалист гражданской обороны

0,5

0,5

1,0

1,0

Специалист по кадрам

1,0

1,0

2,0

2,0

Инженер (систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования и теплоснабжения)

1,0

1,0

1,0

Техник (систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования и теплоснабжения)

0,5

1,0

1,0

1,0

Слесарь-сантех­ник

1,0

1,0

2,0

2,0

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

1,0

1,0

1,0

1,0

Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования

1,0

1,0

Оператор котельной (при отсутствии централизованного отопления)

Рассчитывается с учетом норм времени и норм обслуживания

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

0,5

1,0

1,0

1,0

Водитель автомобиля (на 1 автомобиль)

1,0

1,0

1,0

1,0

Подсобный (транспортный) рабочий

0,5

0,5

1,0

1,0

Гардеробщик (на 150 номеров при наличии гардеробной)

1,0

1,0

Лифтер (на лифт)

1,0

1,0

1,0

1,0

Маляр

1,0

1,0

Столяр

1,0

1,0

1,0

1,0

Уборщик производственных и служебных помещений

1,0

1,0

2,0

2,0

Садовник (при наличии сада)

1,0

1,0

1,0

1,0

Рабочий по бла­гоустройству

0,5

3,5

1,0

1,0

Уборщик территории (в соответствии с нормами по уборке площади)

1,0

1,0

1,0

1,0

Сторож (вахтер)

Рассчитывается с учетом норм времени и норм обслуживания

Специалист по пожарной безопасности

2,0

2,0

2,0

2,0

Социально-медицинское отделение

Заведующий отделением

1,0

1,0

1,0

1,0

Врач-терапевт

0,5

1,0

1,0 на 100коек при совмещении с должностью заведующего отделением

1,0 на 100 коек при совмещении с должностью заведующего отделением

Врач-психиатр

1,0 на 200 коек

1,0 на 200 коек

Врач-невролог

1,0 на 200 коек

1,0 на 200 коек

Врач-окулист

0,5

1,0

Врач-стоматолог

0,5

1,0

Лор-врач

0,5

1,0

Врач-хирург

0,5

1,0

Фельдшер

1,0

1,0

Старшая меди­цинская сестра

1,0

1,0

1,0

1,0

Медицинская сестра процедурная (на кабинет)

1,0

1.0

1,0

1,0

Медицинская сестра по физиотерапии

0,5

1,0 на 100 коек

1,0 на 100 коек

1,0 на 100 коек

Медицинская сестра по массажу

0,5

1,0 на 100 коек

1,0 на 100 коек

1,0 на 100 коек

Инструктор по лечебной физкультуре

0,5

Численность устанавливается исходя из действующих расчетных норм нагрузки и объема работы

Лаборант

1,0

1,0

1,0

Фармацевт

—.

1,0

1,0

Медицинский дезинфектор

0,5

1,0

1,0

2,0

Санитарка-уборщица

1,25

3,0

5,0

5,0

Отделение милосердия

Заведующий отделением

1,0

1,0

1,0

1,0

Старшая меди­цинская сестра

1,0

1,0

1,0

1,0

Медицинская сестра

5,0 в сутки

5,0 в сутки

5,0 в сутки

5,0 в сутки

Медицинская сестра по массажу

0,5

1,0 на50 коек

1,0 на 50 коек

1,0 на 50 коек

Сестра-хозяйка

1,0

1,0

1,0

1,0

Санитарка па­латная

1,0 на 5 коек в сутки

1,0 на 5 коек в сутки

1,0 на 5 коек в сутки

1,0 на 5 коек в сутки

Санитарка-бу­фетчица

2,0

2,0

2,0

2,0

Санитарка-ванн­щица

5,0

5,0

5,0

5,0

Санитарка-уборщица

1,25

1,0 на 40 коек

1,0 на 40 коек

1,0 на 40 коек

Санитарка ритуального зала (на 50 коек)

1,0

1,0

1,0

1,0

Отделение активного долголетия

Заведующий отделением

1,0

1,0

1,0

1,0

Старшая медицинская сестра

1,0

1,0

1,0

1,0

Медицинская сестра

1 на 50 коек в сутки

1 на 50 коек в сутки

1 на 50 коек в сутки

1 на 50 коек в сутки

Сестра-хозяйка

1,0

2,0

3,0

4,0

Санитарка палатная

1,0 на 10 коек в сутки

1,0 на 10 коек в сутки

1,0 на 10 коек в сутки

1,0 на 10 коек в сутки

Санитарка-ваннщица

0,5

1,0 на 75 коек

1,0 на 75 коек

1,0 на 75 коек

Санитарка-уборщица

1,25

1,0 на 40 коек

1,0 на 40 коек

1,0 на 40 коек

Социально-реабилитационное отделение

Заведующий отделением

1,0

1,0

1,0

1,0

Инструктор по трудовой терапии (на 50 человек, которым разрешена трудотерапия)

0,5

1,0

1,0

1,0

Воспитатель (на 25 инвалидов молодого возраста)

1,0

1,0

1,0

Библиотекарь

0,5

1,0

1,0

1,0

Культорганизатор

0,5

1,0

1,0

1,0

Киномеханик (при наличии киноустановки)

0,5

0,5

0,5

1,0

Отделение бытового обслуживания

Заведующий отделением

1,0

1,0

1,0

1,0

Заведующий прачечной

1,0

1,0

1,0

Машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья)

1,0

2,0

3,0

6,0

Кастелянша

0,5

1,0

1,0

1,0

Швея

1,0

2,0

2,0

3,0

Парикмахер

1,0

2,0

2,0

3,0

Обувщик по ремонту обуви

0,5

0,5

1.0

1,0

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 535-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федеральных законов Российской Федерации:

от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

от 10 декабря 1995 г, № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Кроме того, в стандарте были использованы материалы, изложенные в письме Минтруда России от 5 января 2003 г. «О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», направленном органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Классификация учреждений социального обслуживания населения

4.1 Форма собственности учреждений

4.2 Типы учреждений

4.3 Виды учреждений

Приложение А (справочное) Категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях социального обслуживания населения

Классификация стационарных социальных учреждений

Различают следующие виды стационарных учреждений социального обслуживания:

  1. в зависимости от того, на обслуживание какой категории населения направлена деятельность учреждения, различают стационарные учреждения:
    1. общего типа;
    2. психоневрологические;
    3. специальные;
  2. в зависимости от того, каков возраст лиц, обслуживаемых в учреждении, различают стационарные учреждения:
    1. для детей-инвалидов;
    2. для инвалидов;
    3. для лиц пожилого возраста;
    4. для лиц пожилого возраста и инвалидов;
  3. по продолжительности получения социальных услуг различают стационарные учреждения:
    1. оказывающие услуги на постоянной основе круглосуточно (сюда относятся интернаты для престарелых и инвалидов, интернаты психоневрологической направленности;
  4. интернаты для детей с умственной отсталостью; интернаты для детей, имеющих физические недостатки);
    1. оказывающие услуги круглосуточно в течение определенного срока (например, социальный приют для лиц, не достигших совершеннолетия).

Обеспечение инвалидов транспортными средствами

На основании Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 561 транспортные средства (легковые автомобили) предоставляются за счет средств федерального бюджета инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, а также участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин. Права на бесплатное получение автомобиля не имеют лица, инвалидность которых возникла в результате совершения ими противоправных действий. Необходимыми условиями являются наличие медицинских показаний и постановка на учет до 01.01.2005 г. в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Автомобили предоставляются инвалидам в безвозмездное пользование в порядке очередности. Органы социальной защиты населения субъектов РФ ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в Минздравсоцразвития РФ уточненные сведения об очередности обеспечения инвалидов автомобилями.

Количество автомобилей приобретается на основании государственных контрактов, заключаемых Минздравсоцразвития РФ с организациями-поставщиками, исходя из размера средств, выделяемых ежегодно на эти цели из федерального бюджета.

В 10-дневный срок после заключения государственных контрактов органы социальной защиты населения субъектов РФ информируют инвалидов, очередь которых подошла, о времени и месте получения автомобилей и необходимых для этого документах (паспорт, водительское удостоверение).

При отказе инвалида от автомобиля он предоставляется другому инвалиду, следующему по очереди. Инвалиду, отказавшемуся от обеспечения автомобилем, стоимость данного транспортного средства не выплачивается.

Минздравсоцразвития РФ обязано ежегодно не позднее 20 февраля представлять в Министерство финансов РФ отчет о расходовании средств, выделенных для обеспечения инвалидов автомобилями.

Право на социальное обслуживание

Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.

Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы социального обслуживания граждан, в том числе оказания им социальной помощи:

1) адресности (в соответствии с которым государственная социальная помощь направлена на оказание поддержки конкретной категории лиц);

2) доступности (предполагающий равноправие на оказание государственной социальной помощи, государственное гарантирование по основным видам помощи, возможность получения помощи на дому);

3) добровольности (состоящий в том, что граждане могут согласиться или отказаться от социального обслуживания без принуждения их к его получению);

4) гуманности (в соответствии с которым граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное отношение к ним при оказании социальных услуг);

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности (заключающийся в том, что личная информация, полученная работниками социальных учреждений, составляет профессиональную тайну);

7) профилактической направленности (в соответствии с которым оказание государственной социальной помощи ориентировано, прежде всего, на сохранение здоровья человека).

Формы предоставления социального обслуживания:

— стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.). – предоставляется получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг;

полустационарная форма – предоставляется получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;

форма социального обслуживания на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.

При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:

1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;

2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;

3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;

4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;

5) оказание иных видов посторонней помощи.

Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):

— социально-бытовые;

— социально-медицинские;

— социально-психологические;

— социально-педагогические;

— социально-трудовые;

— социально-правовые;

услуги в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

— срочные социальные услуги – включают в себя:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6) иные срочные социальные услуги.

4.1.1. Типы учреждений установлены в настоящем стандарте в соответствии с положениями законов Российской Федерации (пункт4 предисловия) и положениями ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 52498.

4.1.2. В настоящем разделе излагаются общие положения, касающиеся всех типов учреждений, установленных в стандарте.

4.1.2.1. При получении социальных услуг в учреждении любого типа семья, дети (их родители или законные представители) имеют право:

— на выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

— на информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания учреждениями социальных услуг;

— на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений;

— на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения при оказании социальных услуг; эта информация является профессиональной тайной, за разглашение которой виновные должны нести ответственность по законодательству Российской Федерации;

— на защиту своих законных прав и интересов, в том числе в судебном порядке;

— на отказ от социального обслуживания.

4.1.2.2. Социальные услуги предоставляются при условии добровольного согласия семьи, детей (их родителей или законных представителей), кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.1.2.3. Иностранные граждане или дети иностранных граждан, лица без гражданства, в том числе беженцы, имеют те же права в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

4.1.2.4. При предоставлении социальных услуг должны обеспечиваться полная безопасность для жизни и здоровья взрослых и детей — клиентов учреждений, соблюдаться все установленные нормы и правила противопожарной и санитарной безопасности, приниматься все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.

4.1.2.5. При предоставлении социальных услуг учреждения должны обеспечивать защиту своих клиентов от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения.

4.1.2.6. Семье, детям, помещенным в учреждения, должны предоставляться социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые услуги по ГОСТ Р 52143.

Типы учреждений социального обслуживания лиц преклонного возраста и инвалидов:

  • Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов, предоставляющие помощь в условиях стационара. Допускается как постоянное нахождение в центре, так и непродолжительное (обычно до полугода). Либо пользование услугами заведения только по будням.
  • Учреждения, дающие в распоряжение жилье, имеющее статус фонда социального пользования.
  • Заведения, работающие на неполном стационаре с набором услуг только в то время, пока человек находится в центре.
  • Надомная помощь пожилому гражданину.
  • Оказание нуждающимся неотложной помощи социальной направленности в виде предоставления единоразовых услуг.
  • Учреждения комплексного типа, работающие в следующих вариантах: стационар, полустационар, надомные.
  • Организации социальной помощи, в которые можно обратиться за юридическим сопровождением и консультацией.

Варианты пансионатов, работающих по типу стационара:

  • дом-интернат для престарелых и инвалидов;
  • геронтологический центр;
  • учреждения стационарного социального обслуживания пожилых и инвалидов (дома-интернаты);
  • психоневрологический интернат;
  • учреждение восстановительной терапии инвалидов молодого возраста;
  • пансионаты, направленные на поддержание здоровья;
  • дом-интернат интенсивного обслуживания для престарелых и инвалидов;
  • учреждения для непродолжительного пребывания уязвимой прослойки общества.

Законы о порядке расчета нормативов денежного финансирования мероприятий, оказываемых в России в сфере социальной помощи, описывают критерии распределения расходов на следующие типы:

  • Обслуживание пожилых и инвалидов в домашних условиях, если им требуется ежедневный либо временный уход вне стационарной организации.
  • Присмотр в стационаре за пожилыми и инвалидами (исключая людей с психическими отклонениями), которые не имеют возможности ухаживать за собой или утратили ее полностью.
  • Стационарное обслуживание пожилых и инвалидов, имеющих психические отклонения, которые не способны к самостоятельному уходу за собой и нуждаются в постоянном присмотре.
  • Предоставление временного жилья:
    • детям-сиротам;
    • детям, законные представители которых лишены прав на них;
    • беспризорным лицам, которым не исполнилось 18 лет;
    • людям, не имеющим своего дома, испытывающим трудности, потерявшим работу;
    • лицам, к которым применили насилие в любой форме;
    • пострадавшим от природных катаклизмов, от военных действий, межэтнических споров;
    • другим категориям, нуждающимся в реабилитации и краткосрочном предоставлении жилища.
  • Оказание консультаций в разрешении трудностей, связанных с улучшением бытовых условий, получением медицинского обеспечения жизненно необходимыми препаратами, психологической поддержки, юридического сопровождения.
  • Услуги реабилитации и восстановления, содействие в следующих сферах: социальная, психологическая помощь инвалидам, людям, имеющим ограничение физической активности, помощь семьям, испытывающим угрозу жизни и здоровья. Также на поддержку вправе рассчитывать каждый человек, попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

Субъекты органов опеки и попечительства

Перечень субъектов, которых относят к данной категории, определен в законе. По общему правилу, ими являются органы исполнительной власти. Вместе с тем законодатель предусматривает, что органами опеки и попечительства являются и органы местного самоуправления в случаях, когда они наделены такими полномочиями.

Таким образом, в зависимости от региона проживания структура ООП может меняться. Если брать министерство опеки и попечительства, то в данной роли выступает Министерство социального развития, опеки и попечительства определенной области.

Органы опеки могут иметь свои межрайонные управления. Такое ведомство, например, создано в Иркутской области.

Другие регионы могут создавать и иные организации. Так, в Самаре существует Департамент семьи, опеки и попечительства округа, известный как Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки.

Независимо от названия все учреждения решают одинаковые задачи. Как правило, функции выполняются на разных уровнях, но такие подразделения могут быть в каждом муниципальном районе либо во внутригородском образовании. К примеру, часто среди структуры учреждений социального обслуживания и защиты населения выделяют отдел опеки и попечительства.

Важные вопросы, касающиеся опеки и попечительства, иногда решает глава районной или городской администрации по месту жительства человека, над которым хотят установить опеку, или по месту жительства ответственного лица.

Основные направления развития услуг в сфере социального обслуживания населения

Это разовая помощь, которую получают граждане в специализированных отделениях социального обслуживания. К формам и видам срочной поддержки прибегают, в первую очередь, инвалиды и пожилые люди. Гораздо меньший процент составляют одинокие граждане, многодетные и неполные семьи, безработные, бездомные, погорельцы, беженцы и другие люди.

На срочную разовую помощь может рассчитывать каждый нуждающийся, попавший с тяжелую для жизни ситуацию. Для этого необходимо в отделение ЦСО подать заявление и приложить документ, который подтверждает минимальный доход или дает право получить соцпомощь.

Срочные отделения могут в разовом порядке обеспечить одеждой, теплыми вещами, предметами, необходимыми в первую очередь, продуктовым пайком или горячей пищей, оказать элементарную или организовать экстренную медпомощь, посодействовать в трудоустройстве, юридической и других консультациях.

Денежная помощь в отделениях срочной соцподдержки предусматривается, когда небольшие суммы необходимы гражданам, к примеру, для получения или восстановления документов и других подобных действий.

Не менее, чем материальная, в работе социальных центров важна консультативная поддержка клиентов, которая заключается в таких видах помощи:

  • информационной;
  • психологической;
  • педагогической;
  • правовой.

Контактную информацию (при непосредственном общении со специалистом), а также письменную и дистанционную (по телефону) консультационную помощь оказывают практически в каждом заведении социального обслуживания.

Кроме того, по одному из 300 работающих в стране телефонов линии доверия можно получить информационно-психологическую поддержку. И эта практика продолжает распространяться.

Организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации Ростовская область

Более подробно деятельность организаций социального обслуживания урегулирована в нормативно-правовых актах субъектов РФ. Например, согласно Ст. 17 закона Ростовской области от 03.09.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» организациями социального обслуживания субъекта Российской Федерации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм являются:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • комплексные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • комплексные социальные центры по оказанию помощи лицам без определенного места жительства;
  • центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • стационарные организации социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, пансионаты для престарелых и инвалидов, специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, дома инвалидов, детские дома-интернаты для умственно отсталых и глубоко умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, социально-реабилитационные отделения центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов);
  • дома ночного пребывания, центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;
  • центры социальной помощи семье и детям;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • социальные приюты;
  • реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • иные организации, предоставляющие социальные услуги.

Действенная помощь центров

Социальные работники ведут учет по оказанию помощи тем людям, которые остро нуждаются в поддержке от государства (нетрудоспособное население, пенсионеры преклонного возраста, люди с ограниченными возможностями, дети-сироты и другие категории).

Также ведется социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (ухаживание за тяжелобольными, уборка квартир, стирка и глажка белья, покупка продуктов питания и прочее), то есть те группы граждан, которые не могут самостоятельно себя обслужить и нуждаются в помощи посторонних лиц (особенно одинокие люди пенсионно-преклонного возраста, а также инвалиды-колясочники, маленькие дети и др.).

Кроме того, социальное обслуживание населения заключается не только в помощи и поддержке, но и направлено на профилактические меры по преодолению трудностей, например, помощь в поиске работы безработным людям или материальные выплаты на сложную операцию, превышающую доходы клиента.

Таким образом, социальные службы решают практически все вопросы, удовлетворяющие потребности граждан, столкнувшихся с трудно решаемыми ситуациями или материальными трудностями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *