Bloomberg: в Давосе назвали три основных риска для экономики на ближайший год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Bloomberg: в Давосе назвали три основных риска для экономики на ближайший год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Для профессионалов появляется возможность быстро обучиться чему-то новому или же сменить отрасль работы. Например, проектный менеджмент является одной из универсальных профессий, люди, обладающие необходимыми компетенциями, могут перейти из испытывающей трудности сферы логистики в растущую сферу IT.

Новые возможности для профессионалов

В целом для профессионалов всех областей отмечаем возрастание следующих трендов и потребностей: повышение требований к владению мягкими навыками (soft skills), способность управлять (менеджмент организаций и проектный менеджмент), антикризисное управление. Существует потребность компаний в «многоруких многоногах» – людях с максимально широким кругозором и универсальной специализацией, которые могут закрыть любой участок работы и организовать что угодно: от срочной замены выбывающего программного обеспечения до стратегической сессии взрывного роста.

Антикризисное управление направлено на то, чтобы получить определенный бизнес-эффект. Этот эффект может быть получен только при совместном использовании активов, вовлеченности топ-менеджмента, мидл-менеджмента (руководителей среднего звена) и сотрудников с учетом того, что на каждом уровне управления – определенный масштаб мышления.

В целях повышения эффективности антикризисного управления важно провести работы методологического характера, на этой основе подготовить поэтапный план изменений и затем оценить успех плана изменений по основным критериям. При этом важно:

  • определить отличия операционного и стратегического планирования в кризисный период;

  • провести расширенный SWOT-анализ бизнеса;

  • подготовить поэтапный план изменений;

  • оценить успех плана изменений по основным критериям.

Как мы уже говорили, ограничений гораздо меньше, чем мер поддержки.

  • Российские компании обязаны продать восемьдесят процентов иностранной валюты, которая поступает на их счет;
  • Для совершения следующих действий необходимо разрешение правительственной комиссии по иностранным инвестициям:
  1. Предоставлять нерезидентам займы в валюте;
  2. Зачислять валюту на свои зарубежные счета и вклады;
  3. Переводить деньги с помощью иностранных средств платежа без открытия банковского счета;
  4. Выдавать кредиты лицам из государств, которые ввели ограничения в отношении РФ;
  5. Покупать недвижимость и ценные бумаги, если их владелец приобрел их после 22 февраля у граждан тех государств, которые ввели ограничения в отношении РФ.
  • Введён запрет на вывоз наличной иностранной валюты и денежных инструментов, если сумма превышает 10 000 долларов США по курсу Центробанка на день вывоза.

Либерализация госзакупок

1. Общие послабления. По соглашению сторон госконтракта, заключенного до 01.01.2023, допускается изменение его существенных условий, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Для этого нужны согласие заказчика, а также решение Правительства России, высшего исполнительного органа региона или местной администрации16.

До 31.12.2022 Правительство РФ и высшие исполнительные органы регионов имеют право определять дополнительные случаи и порядок закупок неконкурентным способом (ст. 15 Закона № 46‑ФЗ).

Также Правительство РФ должно принять меры по упрощению, консолидации и стимулированию закупок критически важных отечественных разработок в области информационных технологий (подп. «г» п. 1 Указа Президента РФ № 83).

Цели и задачи антикризисного управления

Главная цель антикризисного управления – стабилизация ситуации в компании и удержание ее позиций на рынке. Чтобы достичь результата, нужно поэтапно решить следующие задачи:

  1. Избежать банкротства.
  2. Вывести компанию из кризисного состояния.
  3. Разработать и реализовать новые управленческие решения.
  4. Предотвратить или снизить ущерб от кризиса.
  5. Проанализировать слабые стороны и внедрить новые подходы в работу предприятия.
  1. Антикризисное управление дает возможность использовать скрытый потенциал компаний в момент сложного этапа развития.
  2. Причиной возникновения кризиса может стать старое оборудование и технологии, конфликты внутри коллектива, нерациональное использование бюджета, плохая организационная структура предприятия.
  3. Чтобы стабилизировать финансовое положение, собственнику бизнеса нужно пересмотреть статьи расходов и ввести компанию в режим жесткой экономии.
  4. Работа над лояльностью клиентов – важный аспект выхода из кризиса и увеличению бюджета. Компании нужно проводить акции и распродажи, внедрять бонусные программы и специальные условия для постоянных покупателей, чтобы стимулировать продажи.
  5. Стратегия развития бизнеса должна быть гибкой, способной подстроиться под внутреннюю реорганизацию компании и внешние изменения рынка.

Профилактика кризисов в бизнесе

  • Регулярно проводите диагностику

По отчетности компании можно понять, что назревает неблагоприятная ситуация. Но это если отчетность ведется со всей тщательностью. Данные обязательно нужно анализировать, это позволит предвидеть проблемы, а не заниматься потом устранением их последствий (иногда очень тяжелых).

  • Не откладывайте на последний момент введение антикризисных мер

В трудные времена любой компании нужна помощь, проблемные обстоятельства сами по себе не исчезнут. Поэтому желательно как можно скорее применить методы антикризисного управления к финансам и прочим ресурсам предприятия, чтобы выйти на путь спасения.

  • Наймите специалиста по антикризисному менеджменту

Цели и задачи антикризисного управления

Цель антикризисного управления — достичь сбалансированности ресурсов, помочь компании оставаться на рынке, производить товары, услуги, удовлетворять запросы клиентов в любой сложной ситуации.

Антикризисное управление требуется не только тогда, когда кризис уже случился, а еще до первых признаков его проявления. На практике зачастую руководители компаний стараются не замечать кризис, не обращать внимания на первые тревожные сигналы, полагают, что «все само собой пройдет».

В результате игнорируется важность антикризисного управления на этапе до кризиса, и компания испытывает сильный урон и потери. Чтобы такого не происходило, в каждой организации в идеале должен быть антикризисный штаб. Такой штаб уже заранее сформирован у многих банков, крупных компаний.

Чтобы оперативно отреагировать на кризис, рекомендуется разрабатывать три бюджета:

  • обычный, на случай, когда ситуация на внешнем рынке и внутри компании пойдет в соответствии с произведенным прогнозом;

  • оптимистический — в случае, если условия сильно улучшатся, появятся новые возможности, например, компания разработает инновационный продукт, который будет востребован у большого количества платежеспособных клиентов;

  • кризисный или резервный, предусмотренный на случай негативного развития событий.

Резервы должны быть такими, чтобы бизнес после всех сокращений затрат и персонала смог прожить в штатном рабочем режиме минимум один год. Это время нужно для поиска новых возможностей и ресурсов. В качестве примера можно привести аналогию с личными финансами. У каждого человека или семьи в идеале должна быть сформирована финансовая подушка безопасности, неприкосновенный запас денег на случай серьезных внезапных трудностей.

В задачи антикризисного управления входит:

  • анализ слабых сторон компании, ее внутренних процессов;

  • снижение до минимума риск банкротства;

  • внедрение эффективных управленческих решений;

  • применение скрытого потенциала, ресурсов и резервов компании для решения проблемы;

  • минимизация ущерба.

Стратегии антикризисного управления

Стратегию нужно подбирать и разрабатывать исходя из стадии развития кризиса, в которой находится компания. Кризис обычно протекает в четыре этапа:

  1. Предкризисное состояние. Наблюдается снижение выручки и рентабельности, увеличение числа кассовых разрывов, рост просроченной задолженности.

  2. Вхождение в кризис. Рентабельность снижается до минимума, растут заемные средства и кассовые разрывы, появляются трудности в расчетах с кредиторами.

  3. Кризис. Деятельность становится убыточной, компания находится на низком уровне платежеспособности, возникают проблемы с привлечением внешнего финансирования.

  4. Банкротство. Организация не в состоянии вести деятельность и расплатиться с кредиторами.

Предлагается три вида антикризисных стратегий:

  • Упреждающая. Направлена на предупреждение кризиса. Происходит оценка рисков, вырабатываются меры по их снижению. Применяется на докризисном этапе.

  • Экстренная. Направлена на обеспечение должного уровня платежеспособности, ликвидности, рентабельности, восстановление докризисного состояния. Применяется на первых трех стадиях кризиса.

  • Арбитражная. Ее используют в случае, когда пассивы выше, чем активы, происходит потеря прибыли, или на четвертой стадии кризиса. Суд признает компанию банкротом, в результате чего у организации отменяются долговые обязательства. Затем можно начинать развитие бизнеса с нуля.

План антикризисного управления

Чтобы противостоять любому надвигающемуся кризису, необходимо использовать надлежащий процесс и план для эффективного управления кризисом. План антикризисного управления — это документированное описание процесса, которому должна следовать организация для эффективного реагирования на кризис.

Планирование антикризисного управления в основном сосредоточено на создании инфраструктуры, которая поможет компании свести на нет возможные риски, а также на том, как реагировать на кризисы в случае их возникновения. Оно также вовлекает персонал организации и команду антикризисного управления в тестирование методов и регулярное внутреннее обучение по этим процессам.

Для создания хороших планов антикризисного управления рекомендуются следующие руководящие принципы:

  • Определите сотрудника из своего штата, который возьмет на себя роль менеджера по управлению кризисом. Или вы можете нанять профессионального кризисного менеджера, который поможет вам в планировании процессов управления кризисами.
  • Организуйте частые тренинги и курсы повышения квалификации по управлению кризисами. Необходимо часто проводить учения и практические операции, чтобы заинтересованные лица могли постоянно узнавать о действиях в кризисных ситуациях.
  • Сформируйте кризисную команду, которая будет работать под руководством кризисного менеджера. При возникновении кризиса именно эта команда должна уметь быстро реагировать. Ветеран нескольких тренингов и учений для таких случаев, он должен быть на переднем крае, указывая другим заинтересованным сторонам, что делать и где собраться, чтобы избежать дальнейшего ущерба.
  • Настоятельно рекомендуется планировать ответные меры и процессы кризисного управления для различных потенциальных кризисов. Для преодоления различных кризисов требуется несколько подходов и процессов.
  • Запустите системы, которые могут эффективно отслеживать или обнаруживать сигналы прогнозируемых кризисов достаточно рано, чтобы справиться с ситуацией до того, как она выйдет из-под контроля. Примером таких систем являются детекторы дыма, которые могут обнаружить потенциальный пожар задолго до того, как он выйдет из-под контроля.
  • Предоставьте список ключевых лиц на случай кризиса и их контактную информацию. Контактная информация должна быть вывешена там, где любой человек может ее увидеть и легко получить к ней доступ.
  • Определите ответственное лицо, которое должно быть немедленно оповещено при возникновении кризиса. Помимо кризис-менеджера, среди сотрудников должен быть координатор, обладающий информацией о надвигающемся кризисе из первых рук. Это должен быть человек, которому коллеги могут доверить жизненно важную информацию во время предполагаемого кризиса.
  • Определите центральное место, где сотрудники могут собираться и места выхода, которые следует использовать в случае кризиса. Двери аварийных выходов, которые легко открываются, должны быть хорошо обозначены, а также должно быть определено и правильно обозначено центральное место сбора сотрудников в случае чрезвычайной ситуации.
  • Регулярное тестирование процесса управления кризисом и аварийного оборудования, а также их частое обновление по мере необходимости.

Пока еще не выработано четких алгоритмов по минимизации рисков, но будем основываться на опыте наших коллег, которые столкнулись с трудностями в новой экономической обстановке.

Останавливаемся на надежных закупках

Вы должны быть уверены в выбранной для участия процедуре. Лучше всего посмотреть в сторону закупок товаров российского производства или приравненным к ним товарам (из стран ЕАЭС, например).

Постройте логистическую цепочку, предусмотрев закрытие границ. При расчете поставок берите сроки отгрузки с запасом.

Сейчас более надежными считаются закупки с рублевыми взаиморасчетами, их легче спрогнозировать, в отличие от валютных.

Анализируем заказчиков и контрагентов

Не забывайте про важный этап – анализ заказчика: рассматривались ли по нему арбитражные дела, сотрудничает ли с зарубежными компаниями, с кем чаще всего заключает контракты и по какой стоимости.

Участвуйте в закупках по 223-ФЗ: по ним есть больше возможностей изменить условия контрактов по соглашению сторон, чем по 44-ФЗ.

Если вы закупаетесь только у одного производителя, то это может быть чревато последствиями: закрылось производство, обанкротился, резко повысил цены. Поэтому нужно иметь в багаже выходы на нескольких производителей.

Исключаем потенциальные ошибки

Если в извещении или закупочной документации вам что-либо непонятно, то свяжитесь с заказчиком через запрос разъяснений и уточните неясные моменты: характеристики ТЗ, проект контракта.

Указывайте условия по форс-мажору, если это возможно.

Заранее проверяйте исправность площадок и порталов перед непосредственным участием в электронных торгах.

Продумываем защиту

Если видите, что не удается исполнить обязательства, то для защиты пробуйте сослаться на форс-мажорные обстоятельства – повлияли санкции, перекрыли границы и т.д.

Какие существуют методы антикризисного управления

Методы, позволяющие успешно управлять организацией во время кризиса, делятся на диагностические и методы преодоления упадка. К первой категории относятся:

  • изучение внешней среды компании;
  • анализ поведения конкурентов;
  • проведение независимого аудита предприятия в целях установления объективного финансового состояния;
  • анализ кредиторской и дебиторской задолженности;
  • прогнозирование и оценка возможных рисков;
  • аудит деятельности организации.

Методами преодоления кризиса включают комплекс мер, направленных на снижение затрат и увеличение поступления денежных средств в бюджет организации. Для этого часто используются:

  • применение новых, современных технологий продаж и производства;
  • повышение качества выпускаемой продукции;
  • полноценный анализ центовой политики;
  • снижение затрат;
  • реструктуризация кредиторской задолженности;
  • реорганизация компании.

Кризис государственного управления – это особая форма политической системы общества, органов государственной власти, сопровождающаяся нестабильностью, снижением уровня управляемости социально—экономическими процессами, разбалансированностью политических институтов, обострением политических конфликтов, нарастанием противоречий в обществе.

Сущностными признаками кризиса государственного управления являются следующие: обострение экономических и социальных конфликтов; неспособность государственной власти управлять разрастающимися конфликтами, регулировать социально-экономические процессы и отношения прежними традиционными методами. Кризис государственного управления развивается поэтапно.

Первый, начальный этапхарактеризуется многочисленными конфликтами в обществе.

Второй этап– развитие конфликтных ситуаций в обществе до такой степени, когда они уже не могут быть разрешены путем компромиссов и отражают функциональное расстройство механизмов деятельности государственной власти, общественных институтов, несоответствие структур, форм и методов управления изменившимся социально—экономическим условиям.

Третий этап– развитие и обострение кризиса, включающие распад существующих политических структур и ведущие к рассеянию, обесцениванию государственной власти, утрате властными органами своего сущностного качества – оказывать управляющее воздействие на общественные процессы.

Впереходный периодразвития общества в качестве основной конфликтной доминанты выступает всеобъемлющий социально-политический конфликт, пронизывающий все важнейшие сферы общественной жизни.

Последовательность тактических действий по управлению конфликтом может выглядеть следующим образом: институциализация – установление норм и правил разрешения конфликта; легитимизация – постановка институциональной процедуры в жесткую зависимость от добровольной ответственности большинства участников конфликта соблюдать предложенные нормы и правила; структурирование противоборствующих групп; редукция конфликта, т. е. его постепенное ослабление за счет перевода на другой уровень.

Упорядочению конфликтов органами государственной власти и управления способствует правовое обеспечение их деятельности, установление демократической процедуры законотворчества, действие всех государственных органов в рамках и на основе закона, соблюдение правовых процедур разрешения споров – все, что составляет фундаментальную основу и вектор движения общественно—политической системы к правовому государству, цивилизованному правопорядку.

Другим не менее важным средством профилактики кризисных ситуаций является упорядочение правового статуса государственных органов, политических партий, общественных организаций и движений, местного самоуправления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *