Нужны ли права на скутер в 2023 году в России?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на скутер в 2023 году в России?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.

Как происходит оформление документов на мопед?

Если мопед, а точнее легкий мотоцикл, необходимо регистрировать в ГИБДД, то водителю придется пройти несколько несложных процедур. Для начала необходимо собрать все требующиеся документы: паспорт, договор купли-продажи или чек, ПТС или ГТД.

Если скутер покупался с рук, то у предыдущего владельца нужно узнать, ставили ли его на учет. Без ПТС транспортное средство, стоявшее на учете, переоформить на себя не выйдет. Если продавец говорит, что потерял ПТС, то перед продажей ему следует восстановить этот документ в ГИБДД. Отказ выдавать ПТС будет тревожным сигналом о том, что мопед может быть ворованным. Если же скутер покупается в салоне или у человека, еще не ставившем ТС на учет в Госавтоинспекции, то следует просить не только чек, подтверждающий покупку, но и грузовую таможенную декларацию (ГТД).

Остальные процедуры постановки на учет не отличаются от тех, что проводятся с автомобилями. Покупателю нужно оформить полис ОСАГО, записаться в МРЭО ГИБДД, оплатить гос. пошлины, прийти с необходимыми документами на регистрацию и предоставить ТС на осмотр. После всех процедур новому владельцу мотоцикла выдадут СТС и номерные знаки.

Категория прав на скутер

Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.

Разрешается также управлять скутером с любой другой открытой категорией в водительском удостоверении для дорог общего пользования.

Запрещается водить скутер при отметке ML, так как она указывает на наличие ограничений, которые не позволяют управлять этим транспортным средством.

Запрет касается также тех граждан, у которых в наличии имеется водительское удостоверение на управление трактором.

Нужны ли права на скутер или мопед

Разъяснение о том, нужны ли права на мопед или скутер в 2022 году, даётся в Правилах дорожного движения (ПДД). Согласно п. 1.2 мопед – 2- или 3-колёсное механическое ТС с максимальной скоростью до 50 км/час и двигателем внутреннего сгорания с объёмом до 50 куб. см либо с электродвигателем мощностью в режиме длительной нагрузки от 0,25 кВт и до 4 кВт. П. 1.2 ПДД обязывает водителей иметь права на электроскутер или мопед, если их характеристики подпадают под приведённые выше.

Если же характеристики ТС более мощные, тогда это будет уже категория мотоциклов. В соответствии с п. 1.2 ПДД мотоцикл – 2-колёсное механическое ТС, рабочий объём двигателя внутреннего сгорания которого более 50 куб. см или максимальная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/час. В эту категорию входят трициклы и квадрициклы, имеющие массу без нагрузки до 400 кг (без учета массы аккумуляторов для электрических ТС) и максимальную мощность двигателя до 15 кВт.

Термин скутер в ПДД отсутствует. Поэтому их нужно относить к той или иной категории ТС в зависимости от значений параметров, установленных для мопедов и мотоциклов.

На дорогах в черте города сегодня можно встретить обильный поток этих небольших транспортных средств.

В связи с тем, что скутеры стали все больше привлекать несовершеннолетних водителей, и участились случаи, когда молодые люди на них откровенно мешали движению иных транспортных средств, в ПДД ввели соответствующие изменения.

Так, появилась новая категория водительского удостоверения – М. Она дает право управления мопедами, легкими квадроциклами и, соответственно, скутерами, мощность двигателя которых больше 0,26 кВт или 50 кубов.

Для однозначного понимания данного требования в ПДД также имеется сноска, объясняющая, что считается двигателем. Он представляет собой механическое устройство, преобразующее горючее или электронную энергию в механическую. Именно мотор приводит в движение само транспортное средство.

Согласно законодательству Российской Федерации и ПДД, к новой категории М причисляются все транспортные средства, имеющие следующие характеристики:

  • двигатель внутреннего сгорания топлива объемом более пятидесяти кубов;
  • электродвигатель, который развивает мощность от 0,26 до 4 кВт;
  • ТС, максимальная скорость которых не превышает 60 км/час.

Как проводится экзамен на права?

Экзамен в автошколе проводится в установленном порядке и состоит из двух частей: теоретической и практической. Если ученик получает права на управление скутером, испытание по городу не проводится. Проверка ограничиваются только выполнением заданий на площадке автодрома (старт с места, маневрирование, использование зеркал заднего вида).

Экзамен по теоретической части представляет собой тест с вопросами, ограниченный по времени, и включает в себя:

  • Знание действующих ПДД;
  • Представление об ответственности за нарушение правил;
  • Компетентность в допусках транспорта к использованию и эксплуатации;
  • Навыки оказания первой медицинской помощи.

Закон о получении водительского удостоверения на скутер

Процесс получения прав в РФ регламентирует ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Категории удостоверений закреплены в статье 25 вышеуказанного нормативно-правового акта. 5 ноября 2013 года классический перечень был дополнен категорией М. Ее наличие необходимо для управления мопедами и скутерами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Непосредственно удостоверения начали предоставляться с 5 ноября 2014 года. С этой даты водители мопедов и скутеров могли поступить на обучение в автошколу и получить водительское удостоверение.

Определенные коррективы затронули ПДД РФ. В частности, в пункте 1.2 закрепили определение мопеда. Им именуют двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не может быть больше 50 км\ч, а рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров. По определению сюда же подходит маломощный скутер. Чтобы управлять такими ТС, необходима категория прав М.

Если установлен электродвигатель, его максимальная мощность в режиме длительной нагрузки должна составлять 0,25 — 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, обладающие аналогичными техническими характеристиками. Водитель такого транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение категории М (пункт 2.1 ПДД РФ).

Поскольку скутер – это нечто среднее между мопедом и мотоциклом, сходимость в наличии прав также присутствует. Их категория зависит от мощности двигателя. Если вышеуказанные характеристики для мопеда превышены, может потребоваться удостоверение А1. В 2020 году такие права необходимы на мотоциклы и скутеры с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью до 11 кВт. Если показатели выше, потребуется удостоверение категории А.

Нужны ли права на скутер до 50 кубов в 2020 году?

На скутере, чей объём двигателя меньше 50 кубических сантиметров, необходимы права категории М. Если обратиться к статье 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», выяснится, что такое удостоверение нужно на мопеды и легкие квадрициклы. Определение первого транспортного средства закреплено в пункте 1.2 ПДД РФ. Здесь говорится, что мопедом именуют двух или трехколесное ТС с рабочим объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров и максимальной скоростью не более 50 км\ч. Если скутер соответствует этим характеристикам, он признается мопедом. В результате возникает необходимость в получении водительского удостоверения на скутер категории М.

Категория водительских прав для управления мопедом и скутером

С момента появления на дорогах страны скутеров и подобных ТС количество дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних значительно увеличилось. Именно такую мототехнику облюбовали подростки. Отсутствие опыта вождения и знаний в области ПДД зачастую приводили к серьезным последствиям. Это и стало основной причиной изменений в законодательстве.

Скутеры и мопеды подлежат регистрации в общем порядке, предусмотренном для транспортных средств. Ему обязательно присваивается номерной знак. Регистрация скутера осуществляется в территориальном подразделении ГИБДД по месту жительства владельца.

С 2013 года малолитражные транспортные средства появились в перечне средств, для использования которых необходимо специальное право управления. Получить права на скутер должен каждый владелец мопеда до 50 кубиков.

Кроме того, данный перечень включает ТС:

  • развивающие скорость не больше 50 км/ч;
  • имеющие электродвигатель (мощность 0,25 – 4 кВт);
  • оснащенные двигателем с объемом до 50 кубов.

Правам на скутер присвоена категория М. Эта категория включает электроскутеры, мопеды и небольшие квадроциклы.

Если самостоятельно оборудовать велосипед двигателем, объем которого соответствует категории М, владельцу также придется получать права на электроскутер.

Специфика управления и езды на мотоцикле

Сезонность поездок

Первое, что стоит понимать, что ездить на мотоцикле получится только в летний сезон. И желательно в сухую погоду, так как все остальное время это делать просто небезопасно, особенно для начинающих водителей. Во время холодов замерзает резина на колесах, окоченевают руки, и при этом рычаги сцепления и переднего тормоза находятся на руле. Так что, если автомобиль, можно сказать, — это круглогодичный транспорт, то сезон для мотоцикла – это только лето.

Хранение мотоцикла

Зимой, соответственно, мотоцикл нужно где-то хранить. Хорошо, если есть собственный гараж. Если нет, можно воспользоваться одним из доступных вариантов, — арендовать гараж совместно с другими байкерами, либо сдать двухколесного друга на консервацию в специализированные компании. В последнем случае это позволит дополнительно обработать мотоцикл и подготовить его к длительному хранению на весь период холодов.

Шлем и экипировка

Мотоциклист обязан передвигаться только в шлеме, — это написано в правилах дорожного движения. Все остальное – не обязательно, но также рекомендуется использовать специальные куртку, штаны, ботинки и защитные перчатки. Это позволит уберечься в случае попадания в ДТП или неудачного падения, — все-таки не одни на дороге ездим.

Вся защитная экипировка очень желательна, так как в отличие от машины, мотоцикл не защищает своего водителя, и любая неровность или снятое дорожное покрытие может стать причиной неприятностей. И хоть об этом несколько неприятно думать, о своей безопасности лучше позаботиться заранее.

Необходимые документы

Чтобы получить права на мопед, необходимо подготовить бумаги, предусмотренные законодательством. Если водитель достиг 18 лет и имеет удостоверение категории В или С, проходить специальное обучение на категорию М или А ему не нужно. Однако при движении удостоверение с категорией М должно быть при себе. Оно предъявляется в случае запроса от сотрудника ГИБДД.

Чтобы получить права на скутер до 50 см³, необходимо предоставить:

  • заявление по образцу и на бланке ГИБДД;
  • личный документ (паспорт);
  • информация из психиатрического и наркологического диспансеров;
  • фотография 3х4;
  • медицинское заключение по установленной форме;
  • бланк об оплате пошлины за экзамен.

Возможно ли водить мопед 49-50 кубов без ВУ

Согласно действующему законодательству Российской Федерации управлять мопедом с рабочим объемом 50 кубов запрещено. Это правило объясняется появившимися несколько лет назад нововведениями.

Обязанность получения водительского удостоверения на легковой мототранспорт малой мощности была закреплена вскоре после принятия 7 мая 2013 Федерального закона под номером 92. В результате обновления законодательства Федеральным законом под номером 196 в России были введены новые категории вождения (они зафиксированы в статье 25 указанного закона). Водители могут ознакомиться с правилами получения каждой в статье 26.

Также в 2014 году Постановлением правительства под номером 1097 была введена обязанность на получение прав на мопеды и скутеры. Чтобы иметь возможность управлять данными видами транспорта, можно получить при наличии некоторых открытых категорий: «А», «А1» и «М»

Категория «М» включает в себя мопеды, квадрициклы и скутеры. Стоит заметить, что в настоящее время к данной категории можно отнести и некоторые оснащенные двигателем велосипеды (при условии, что их мощность не уступает мощности скутеров).

Документы для вождения

Чтобы иметь доступ к передвижению на легком мототранспорте с объемом до 50 кубов, водитель должен иметь при себе соответствующие документы. Так как обсуждаемый транспорт считается маломощным, его не нужно регистрировать в ГАИ. Достаточно иметь при себе водительское удостоверение соответствующей категории и документ, подтверждающий право владения движимым имуществом (договор купли-продажи).

Если мопед имеет рабочий объем более 50 кубов и способен поддерживать скоростной режим более 50 км/ч, его владельцу нужно:

  1. Пройти процедуру регистрации транспортного средства в ГАИ.
  2. Получить права, с помощью которых можно беспрепятственно управлять ТС категории «А».
  3. Иметь водительское удостоверение на категорию «М».
  4. Быть готовым предоставить документ, подтверждающий сделку купли-продажи авто.

Таким образом, набор документов на мопед определяется его характеристиками и техническими возможностями.

Почему нельзя предоставлять инспектору чужое ВУ

Предъявление чужого водительского удостоверения — большая ошибка, которой лучше не совершать. Дело в том, что за предоставление чужого документа на вождение нарушителю будет грозить не административная, а уголовная ответственность.

Подобное правонарушение зафиксировано в статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Инспектор ГИБДД имеет полное право вменения одного из двух предполагаемых данным положением обвинений:

  1. Подделка документов — часть первая статьи 327. Наказание по данному пункту предполагает следующие возможные санкции: ограничение свободы на период до 2 лет;
  2. принуждение к работам на период до 2 лет;
  3. арест на полгода;
  4. лишение свободы на период до 2 лет.

Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.

Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:

  • А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
  • А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
  • А – для мотоцикла свыше 125 кубов

Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.

Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.

Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.

Особенности получения и сдачи экзамена

Чтобы получить права категории М, необходимо продемонстрировать на экзамене следующие знания:

  • Правила дорожного движения.
  • Техника безопасности управления транспорта категории М.
  • Способы общения во время езды.
  • Ответственность за управление мопедом без разрешения.

Также нужно продемонстрировать умение управление скутером, а также знания в техническом обслуживании ТС при поломке во время поездки.

Теоретическую часть сдают при помощи компьютера. Максимально допустимое количество ошибок – 2. После сдачи теории кандидат сдает практическую часть на площадке для мототранспорта.

Он должен выполнить следующие маневры под надзором инструкторов:

  • Проезд по коридору из установленных конусов с выполнением разгона, остановки и разворота.
  • Маневрирование по «змейке».
  • Проезд по «колейной доске».
  • Заезд на малой скорости – проехать 10 метров более чем за 5 секунд не касаясь ногами земли.
  • Проезд по «восьмерке».

Распространенные вопросы

Эти оба мотосредства не одно и тоже, потому что к мопедам (мотовелосипедам) относится 2-3-колесные транспортное средства со скоростью не выше 50 км/ч и мотором до 50 куб. А к скутерам (мотороллерам) относятся 2-3 и 4-колесные (квадрацикл) средства, которые развивают скорость свыше 50 км/ч и имеют объем мотора, как меньше, так и больше 50 куб.

Процесс регистрации мотосредства не требует наличия ВУ у регистрируемого. Также нужно учитывать, что водитель мопеда с объемом мотора, не превышающим 50 куб., не обязан иметь страхового полиса.

Для получения прав на управление мопедом гражданин должен представить в автошколу медсправку утвержденного образца, а также справку из наркологического и психико-неврологического диспансера, что водитель не стоит на учете.

Для того, чтобы избежать админответственности при вождении мототехники, гражданин обязан получить ВУ необходимой категории, пройдя для этого полный курс обучения в автошколе.

Получить права на скутер может любой человек. Это не так сложно, как может показаться, и если у вас уже есть права категории А или В, то даже не придется проходить обучение в автошколе. Также следует рассчитывать на определенные материальные растраты, такие как покупка шлема, обучение в автошколе и прохождение экзамена.

Главное помнить, что халатное отношение к правилам дорожного движения может привести к очень печальным последствиям. Безопасность на дорогах должен обеспечивать каждый участник движения. Это небольшое транспортное средство хоть и является легким в управлении, но может представлять довольно большую опасность, если ездить в нетрезвом виде или без соответствующей экипировки. Штрафы — это самое малое, чем можно отделаться.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *