Должностная инструкция тьютора школы (профстандарт)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция тьютора школы (профстандарт)». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Тьютор в школе ведет индивидуальную работу с детьми. Его задача – сопровождать обучающегося, имеющего рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. Если же такой рекомендации не имеется, но у ребенка есть необходимость в тьюторском сопровождении, такое решение может быть принято аналогичным консилиумом школьного учреждения.
Особенности должностной инструкции тьютора в ДОУ
Каких-либо изменений в профстандарт для тьютора дошкольных учреждений в 2021 году внесено не было, поэтому в качестве основы можно использовать приказы Минздравсоцразвития и Минтруда.
При составлении должностной инструкции тьютора в ДОУ следует учитывать такие особенности, как возраст детей, с которыми работает специалист, начало процесса обучения и формирование подходов к обучению как у обучающихся, так и у педагогов.
Поэтому в ДИ необходимо предусмотреть следующие специфические трудовые функции:
- проведение различных развивающих, познавательных, предметных и исследовательских игр, дополнительных, рефлексивных занятий;
- планирование и создание возможностей для развития навыков детей через игры, обеспечение наличия времени и пространства для таких игр;
- активное участие в создании комфортной психологической среды для каждого ребенка; в развитии общения между детьми в группе, с иными педагогами и родителями;
- помощь воспитанникам ДОУ в решении возникающих проблем в общении;
- организация и проведение контроля за освоением детьми общей образовательной программы ДОУ, анализ процесса образовательной программы в группах детей различного возраста;
- выстраивание работы с детьми на основе рекомендаций иных специалистов (логопедов, психологов и др.);
- наблюдение за поведением детей, его анализ, с целью создания и реализации наиболее благоприятных условий для адаптации и психологической подготовки к школе;
- выявление особых образовательных потребностей каждого ребенка на основании общения с ним; организация процесса обучения исходя из выявленных потребностей;
- создание благоприятного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, у которых имеются национальные, культурные, религиозные, социальные различия, а также с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Инструменты работы тьютора
Инструментами воздействия тьютора в детском саду являются:
- Пожалуй, самым важным можно назвать общение с родителями дошкольника. Они проводят с ним все время вне ДОУ и поэтому могут поделиться наблюдениями или необычными моментами в поведении ребёнка, что будет играть большую роль в работе с ним.
- Дневник наблюдений. Тьютор, как и родители, следит за состоянием ребенка и его повадками, для этого записывает разные реакции на окружающий мир малыша.
- Диагностические карты, в которые вносятся все изменения в развитии ребенка.
- Внедрение ребенка в ситуации стресса и проблем, а также в окружение детей других возрастов.
- Организация занятий с целью совершенствования тех или иных навыков и качеств.
Учитель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Анализирует:
- административные и срезовые контрольные работы и в трехдневный срок (сочинения в 9 — 11-х классах проверяются в недельный срок) представляет по ним отчет заместителю директора по учебно-методической работе начальной (и) или средней школы;
- результаты усвоения учащимися преподаваемого предмета.
3.2. Прогнозирует:
- тенденции изменения ситуации в области образования для корректировки учебных планов и программ;
- последствия запланированных изменений в программе, учебном плане;
- последствия внедрения новшеств.
3.3. Планирует и организует:
- учебно-воспитательный процесс на уроках и других мероприятиях, проводимых с учащимися;
- осуществление систематического контроля за качеством знаний учащихся и за выполнением домашних заданий;
- работу с учащимися по подготовке к переводным и выпускным экзаменам;
- просветительскую работу для родителей (законных представителей) по вопросам организации усвоения государственных стандартов и программ по преподаваемому предмету;
- овладение учащимися рациональными способами и приемами учебной деятельности;
- оснащение закрепленного за ним учебного кабинета или другого помещения наглядными пособиями, учебно-методической и художественной литературой по профилю преподаваемого предмета;
- с участием заместителя директора по административно-хозяйственной работе своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета или другого закрепленного за ним помещения;
- своевременное информирование завуча-диспетчера и дежурного администратора о невозможности выхода на работу из-за болезни.
3.1. Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
- составляет план работы на год;
- проводит психопрофилактическую, диагностическую, коррекционную и консультационную работу с учащимися, консультативную работу по поводу учащихся с учителями и родителями;
- в соответствии с планом или по запросам учителей и администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы и склонности;
- участвует в приеме детей в первые классы с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению, совместно с учителем разрабатывает программу индивидуальной работы с детьми для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе;
- проводит психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней — в среднюю общеобразовательную, составляя совместно с учителем программу индивидуальной работы с детьми с учетом их психологической готовности к обучению на новом этапе;
- организует психолого-педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей;
- разрабатывает и осуществляет программы коррекционно-развивающей работы, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка;
- проводит индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.;
- принимает участие в работе педсоветов, методических объединений педагогов-психологов, общешкольных и классных родительских собраний, подготавливает необходимую информацию для педагогического совета для решения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся;
- ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в школе, способствует улучшению форм общения педагогов с детьми (взрослый — ребенок) и оптимизации форм общения в педагогическом коллективе (взрослый — взрослый), консультирует работников школы по широкому кругу профессиональных и личных проблем;
- ведет запись и регистрацию всех видов работ, осуществляет учет результатов психологической работы по установленной форме;
- обеспечивает безопасное проведение психологической работы;
- соблюдает права и свободы обучающихся;
- систематически повышает свою профессиональную квалификацию;
- соблюдает этические нормы психолога и этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах;
- организует пополнение кабинета психолога оборудованием, обеспечивает сохранность подотчетного оборудования;
- вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся, ухудшающих психологический климат в школе и условия, необходимые для полноценного личностного и интеллектуального развития детей.
4.1. Педагог-психолог имеет право:
- участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;
- на защиту профессиональной чести и достоинства;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;
- на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
- повышать квалификацию;
- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период;
- требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
- отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога;
- иметь учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией.
Образец должностной инструкции воспитателя
УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.
Должностная инструкция воспитателя детского сада
І. Общие положения
1.1. Данная должностная инструкция регулирует должностные функции воспитателя, его полномочия и права, а также определяет нарушения и проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность.
1.2. Прием на работу и увольнение воспитателя происходят в порядке, установленном законодательством РФ и только после выпуска отдельного приказа руководителя учреждения.
1.3. Воспитателем может быть сотрудник, обладающий следующими квалификационными данными: среднее специальное или высшее профильное (педагогическое, психологическое) образование, опыт работы от двух лет, наличие документа о медицинском допуске.
1.4. Прямой руководитель воспитателя: заведующий детским садом.
1.5. При отсутствии воспитателя на рабочем месте, его должностные функции переходят к лицу, соответствующему требованиям по квалификации и назначенному специальным распоряжением руководителя учреждения.
1.6. Воспитатель должен быть знаком с:
- законами РФ в части трудового и гражданского права;
- внутренними приказами, распоряжениями, постановлениями, касающимися как его лично, так и учреждения в целом;
- внутренними правилами трудового распорядка, нормами по охране труда, здоровья и безопасности (в том числе пожарной, санитарной, элетробезопасности, экологической и т.д.)
- нормативными актами и методологическими документами, относящимися к образовательному процессу и деятельности;
- основами детской психологии и педагогическими подходами,
- правами детей;
- способами и методами воспитания детей, контроля за ними;
- правилами коммуникаций с воспитанниками, родителями, коллегами в различных ситуациях, а также педагогической этикой;
- методами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между различными возрастными группами;
- различными развивающими методиками (в том числе игровыми и неигровыми);
- правилами составления учета посещаемости детей и отчетности перед руководством;
- правилами действий в сложных, опасных, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельствах.
ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада
2.1. В функции воспитателя входит решение следующих задач и вопросов:
- воспитание детей в соответствии с их возрастными потребностями;
- проведение развивающих и обучающих занятий в соответствии с образовательными методиками, программами и планами,
- обеспечение безопасности детей во время нахождения в группе, на прогулке, перемещения внутри детского сада и на его территории;
- заполнение и ведение учетной документации: в том числе журнала посещаемости;
- обучение воспитанников нормам гигиены и ухода за собой,
- проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей (совместно с другими работниками детского сада);
- обучение правилам коммуникаций с представителями разных возрастных групп;
- ознакомление детей с нормами этики и эстетики;
- обучение детей соблюдению режима дня;
- подготовка и проведение утренников, а также иных праздников, направленных на укрепление дружбы между детьми, налаживанию отношений;
- подготовка и проведение родительских собраний;
- контроль за здоровьем детей, своевременное и грамотное реагирование в случае травмирования детей (обращение за медицинской помощью к медсестре учреждения и в случае необходимости в скорую помощь);
- сообщение обо всех нестандартных, опасных, критических, форс-мажорных ситуациях непосредственному руководителю и коллегам;
- индивидуальное общение с родителями на предмет обсуждения особенностей характера их ребенка, консультирование в вопросах воспитания детей (в рамках своей компетенции);
- рекомендации к участию детей в различных конкурсах, смотрах, мероприятиях;
- обеспечение сохранность вверенных в его пользование товарно-материальных ценностей;
- следование установленному графику работы;
- регулярное повышает своей трудовой квалификации;
- регулярное прохождение медицинского осмотра (не реже одного раза в год).
ІІІ. Права
3.1. Воспитатель детского сада наделяется следующими правами и полномочиями:
- требовать от руководства учреждения создания нормальных условий труда, соответствующих законодательству РФ;
- предлагать заведующему меры, направленные на оптимизацию работы учреждения в целом и себя лично в частности;
- представлять учреждение в государственных и негосударственных организациях (в границах своей компетенции);
- получать информацию обо всех приказах, распоряжениях, постановлениях руководства, касающихся его деятельности;
- общаться с представителями других структурных отделов учреждения для решения собственных профессиональных вопросов;
- принимать самостоятельные и независимые решения (в рамках своей деятельности при обязательном соблюдении условий безопасности);
- меняться сменами со вторым воспитателем (при взаимном добровольном согласии);
- отказаться от выполнения должностных функций при возникновении угрозы жизни или здоровью
Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”
Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Министерство просвещения Российской Федерации направляет соответствующие разъяснения.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
Т.Ю. Синюгина |
Сегодня люди становятся более осознанными, поэтому спрос на услуги тьюторов растет.
Современные дети не идут учиться туда, куда заставляют родители, а желают понимать, где и как они в дальнейшем смогут применить полученные знания. Взрослым важно выстраивать стратегию обучения, чтобы не скупать курсы, которые после оплаты никогда не будут пройдены. К тому же учащимся любого возраста важно не терять мотивацию в процессе обучения и плавно двигаться к намеченным целям.
Со всем этим прекрасно помогает тьютор. Эта новая востребованная профессия дает возможность реализовать свой творческий и педагогический потенциал и имеет хорошие перспективы дальнейшего развития, а при высокой квалификации наставника и успехах подопечного позволяет получать достойную оплату за свой труд.
Как работать с тьютором дома?
Работа с педагогом-тьютором в домашних условиях возможна, это доказало дистанционное обучение в последние месяцы. Однако для успешной работы надо заранее продумать и обсудить с тьютором:
Время и продолжительность работы | Тьюторы обычно берут деньги за час занятия. Время заранее оговаривается. Главное, чтобы во время тренинга ребенок был бодрым, не обеспокоенным другими делами. |
Площадка для занятий | Занятие должно происходить с тьютором наедине. Присутствие родителей может давить на ребенка, мешать доверительным отношениям. Идеальное место — детская. |
Обстановка в месте занятия | Ничто не должно отвлекать ребенка от работы с тьютором, особенно если он совсем маленький. Особенно важно, чтобы ничто не отвлекало его от диалога, так что не тревожьте ученика, пока он работает с тьютором. |
Практическая составляющая | Если вы наняли частного тьютора, а не специалиста из школы или агентства, с опытами могут быть проблемы. Либо они должны организовываться дистанционно, либо ответственность за них берут родители. |
Что входит в должностные обязанности тьютора в детском саду с инклюзией
2.1. Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
2.2. Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.
2.3. Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.
2.4. Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.
2.5. Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.
3.1. Работник имеет право:
— на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
— на предоставление ему рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
— на предоставление ему полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
— на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
— на получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности, ознакомление с проектами решений руководства Организации, касающимися его деятельности;
— на взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности;
— представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.
3.2. Работник вправе требовать от Работодателя оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
Работник несет ответственность за:
4.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда.
4.3. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам.
4.4. Правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
4.5. Причинение материального ущерба — в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Как сказано в Разъяснениях, предоставление услуг по тьюторскому сопровождению в образовательных организациях может осуществляться тьютором на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.
Также в блоге:
« Обязанности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ в школе»
«О введении в школе должностей тьютора и ассистента (помощника) для сопровождения детей с ОВЗ»
Тьютор в ДОУ, как важный составляющий элемент дошкольного образования.
Андреева Маргарита Сергеевна
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
«Ягодка» с.Александровское, Томской области
Тьюторство сегодня – важнейший элемент индивидуализации. Того самого явления, которое способствует «превращению» детей в самостоятельных, инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свою жизнь граждан. Когда в дошкольном учреждении создана богатая среда, в которой есть место для выбора и самоопределения, тьютор — становится для ребенка наставником, формирующим ориентационное поле развития. Тьютор, как наставник, специалист, который опирается на внутренний потенциал ребёнка и оставляет за ним право совершать выбор, неся за него непосредственную ответственность. Тьютор запускает «пусковой механизм» совершенствования человека, обеспечивая его сопровождение, помогает освоить ресурсы социальной среды для образовательного, профессионального и личностного развития.
Почему необходимо тьюторство в детском саду?
В каждом дошкольном учреждении найдутся неусидчивые, невнимательные, гиперактивные или чрезвычайно одаренные дети. Как раз, тьютор – тот специалист, которому под силу индивидуализировать образовательный процесс в соответствии с особенностями, потребностями и возможностями подопечного. Он организует процесс так, чтобы ребенок усвоил принятую в детском саду программу, не нарушив развитие остальных детей. Согласитесь, воспитатель группы, в которой занимается 25 детей, не способен обеспечить каждому воспитаннику индивидуальный подход.
Безусловно! Это отличная среда для создания индивидуальных образовательных программ и качественной подготовки ребенка к школе, в условия которой ему будет легче влиться под руководством профессионального специалиста, наставника.
Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностями самостоятельно и консультирует родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка.
Воспитатель группы реализует образовательную и воспитательную программы для детей всей группы согласно возраста.
Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки воспитателя, ему просто невозможно уделить достаточно времени, которое необходимо, чтобы помочь ребенку с особыми потребностями, то есть обеспечить каждому ребенку с ОВЗ индивидуальную образовательную программу.
В отличии от воспитателя тьютер работает целенаправленно с одним ребенком.
Во время образовательной деятельности тьютор:
— следит за организацией рабочего пространства ребёнка;
— соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка;
— если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по упрощённому заданию.
Для самого ребенка инклюзия должна стать процессом, способствующим его развитию, включая повышение уровня речевых и коммуникативных навыков, навыков социализации и интеллектуального уровня. Именно сфера социализации должна стать основной целью для развития ребёнка в дошкольном учреждении.
Но для того, чтобы инклюзия и обучение в среде нормативно развивающихся сверстников были успешными, особым детям требуется специализированная помощь. Для этого требуется включение тьютора в воспитательно-образовательный процесс в инклюзивной группе дошкольного учреждения.
Обозначая задачи тьютора, выделим следующие:
сопровождение ребенка в его обычной среде (придание ей развивающих свойств);
создание условий для получения образования в конкретной системе;
формирование новых компетенций;
преодоление дефицитов развития;
построение партнерских отношений с семьей ребенка и его педагогами.
Функции тьютора в ДОУ:
Организация образовательной среды для дошкольников
это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной образовательной среды (например, среда, созданная Марией Монтессори – это самый близкий и удачный пример тьюторского хода);
повышение доступности образовательных ресурсов для освоения детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
проектирование специальной образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
координация взаимодействия субъектов образования.
2. Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:
подбор методических средств для создания детьми индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.
3. Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников:
выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников;
вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
сопровождение детей в реализации маршрутов;
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;
педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;
организация участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов ребенка.
аналогичных документов, доступных с полным текстом:
- Претензия на замену товара ненадлежащего качества или возврат денежных средств, уплаченных за товар (примерная форма)
В обществе часто неправильно воспринимают функции тьютора — как помощника в обучении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе или детском саду. Безусловно, детей с ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы, — но на деле область их деятельности значительно шире.
Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его способности.
Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять проблему.
Но и это еще не все. В идеале тьюторство — это в первую очередь сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в том числе тому, который не испытывает проблем с учебой.
Именно тьютор должен помочь учащемуся оценить свои способности, понять свои интересы, вычислить «плюсы» и «минусы» и на основании всего этого построить такую программу обучения, которая будет интересна и комфортна именно для этого человека и даст максимальные результаты в его дальнейшей жизни.
- Поступление 2020
- Карантин
- Рейтинги
- ЕГЭ, ОГЭ
- Профориентация
- Студентам
- Куда поступать
- Бизнес образование
- Дистанционное образование
- Новости
Обязанности тьютора в детском саду
Взрослые тоже испытывают потребность в индивидуальном образовательном процессе. По прогнозам специалистов, на онлайн-обучение вскоре придется, как минимум, половина всей обучающей деятельности. Вузы и центры повышения квалификации постепенно переходят на этот формат, поскольку он даёт быстрые результаты с минимальными затратами времени и средств.
Помощь преподавателя-тьютора, работающего в онлайн-режиме, за счёт персонализации процесса даёт эффект, в разы превосходящий очное обучение. Наставник в нужный момент поддерживает, мотивирует, вся деятельность проходит под его контролем.
Поскольку личное кураторство ещё не получило распространения, существует потребность в постоянной рекламе услуг. По мере личностного роста потребность в наставнике у ученика со временем исчезает, поэтому специалист периодически находится в поиске нового подопечного.
Для преподавателей, работающих в сфере инклюзивного образования, существует вероятность стресса, сильного эмоционального напряжения, профессионального выгорания. Особенно, если существует давление со стороны родителей или руководства.
Стандартов обучения при индивидуальном подходе нет, поэтому педагог-тьютор находится в постоянном поиске необходимого учебного материала, разработке собственных методик. Дети, с которыми работает индивидуальный учитель, обладают сложностями в общении, требуют внимания и терпения. Этот процесс отнимает много времени и сил.
Без педагогического или психологического образования работать тьютором нельзя. Необходимы специальные знания и навыки работы с детьми по различным методикам, в инклюзивном образовании – понимание основ коррекционной педагогики.
Вузы, преимущественно московские, начали принимать на факультеты студентов по этой специальности недавно. Обучение тьюторству в системе образования возможно в МГИМО, МГУ, университете «Синергия». Лицам, имеющим диплом педагога или психолога, достаточно закончить курсы переподготовки в формате дистанционного обучения или поступить в школу тьюторов.
Во всем мире тьюторство в образовании называют профессией будущего. В этой сфере деятельности с каждым годом открываются новые возможности. Психология современного успешного человека включает готовность к переменам, легкость в освоении новых знаний, способность ориентироваться в новой среде. На пути личностного роста индивидуальный помощник необходим каждому – и ребенку, и взрослому.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Что входит в должностные обязанности тьютора в детском саду с инклюзией
Первое из них – общеразвивающее. Поскольку основная задача тьютора – поддержка инициативы и интересов детей, то в первую очередь педагог-тьютор (или воспитатель с тьюторской компетентностью) будет подбирать для детей такие виды деятельности, в которых ребёнок будет учиться выбирать (делать простой выбор – из игрушек, своих занятий), осознавать свои первые интересы, предпочтения.
Тьютор назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы в установленном действующим трудовым законодательством порядке. Тьютор подчиняется непосредственно директору лицея, заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
Качественная организация процесса индивидуальной работы с учащимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.
Во всем мире тьюторство в образовании называют профессией будущего. В этой сфере деятельности с каждым годом открываются новые возможности. Психология современного успешного человека включает готовность к переменам, легкость в освоении новых знаний, способность ориентироваться в новой среде. На пути личностного роста индивидуальный помощник необходим каждому – и ребенку, и взрослому.
ТЬЮТОР ДЛЯ РЕБЕНКА С РАС: ПРАВОВАЯ НОРМА И РЕАЛЬНОСТЬ
Порой необходимость «раздобыть» тьютора для ребенка превращается в самоцель. Давайте разберемся, что это за зверь такой – тьютор, и для чего он нужен ребенку с РАС. Ниже родители найдут краткие ответы на наиболее часто возникающие вопросы.
Кто такой тьютор?
Как ни странно, этот вопрос чаще всего задают не родители, а организаторы
образовательного процесса: чиновники, директора, методисты и завучи. И этот факт
свидетельствует о неизбежном консерватизме нашей образовательной системы. Оно и понятно: учителя видят в качестве модели обучения ту модель, по которой учились сами 10-20-30 лет назад.
Слово «тьютор» имеет английское происхождение и в дословном переводе означает
«наставник». Традиционно тьютором в системе западноевропейского высшего образования
назывался человек, который помогал студенту выстраивать индивидуальную образовательную траекторию: выбирать из всего многообразия курсов и семинаров те, которые ему подходят больше всего.
В российском образовательном поле тьюторы появились вследствие курса на
индивидуализацию образования. Первоначальное закрепление тьютора как особой
педагогической единицы произошло в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ . И там тьютор понимается именно как наставник, отвечающий за индивидуализацию образовательного маршрута ребенка, в том числе, например, ребенка, проявившего выдающиеся способности.
Таким образом, тьютор может быть наставником абсолютно любого ребенка, если мы говорим о том, что современные образовательные учреждения обязаны подстраиваться под индивидуальные особенности детей.
Но если речь идет о связке «тьютор — ребенок с ОВЗ », то понимание роли тьютора может кардинально поменяться. Тьютор из наставника превращается в сопровождающего,
непосредственно участвующего в образовательном процессе для того, чтобы помочь включить ребенка с особыми потребностями в учебную деятельность. Тьютор может сидеть с ребенком на уроке (именно этого чаще всего ждут от него родители) и/или заниматься с ним индивидуально – в зависимости от потребностей. С 26 января 2017 года вступил в силу
профессиональный стандарт тьютора, в котором в частности говорится, что функции тьютора заключаются в следующем:
– Педагогическое сопровождение учащихся, в том числе с ОВЗ
– Организация образовательной среды
– Организационно-методическое сопровождение индивидуальных
Таким образом, профессиональный стандарт пытается примирить обе эти позиции. В
классах и группах для детей с РАС, использующих в качестве основного коррекционнореабилитационного метода прикладной анализ поведения, тьюторы по сути являются терапистами. Работая с ребенком, они отрабатывают с ним разработанные специалистами программы, направленные на коррекцию индивидуальных дефицитов. И это уже третий набор функций, который возможен для позиции тьютора в системе образования, который тоже нашел свое отражение в профессиональном стандарте (там, в частности указывается, что тьютор обязан владеть основами прикладного анализа поведения).
Очень важно: различать функции тьютора и ассистента. Ассистент – это технический
помощник, который не обязан быть педагогом. Его дело – оказывать ребенку помощь в
преодолении бытовых трудностей, с которыми он может столкнуться в образовательном
учреждении, например, катить коляску, помогать мыть руки, следить за слуховым аппаратом, быть поводырем в случае, если ребенок не видит. Тьютор – это педагогическая должность, он не просто протирает очки, но участвует в адаптации подачи материала, помогает ребенку выстраивать коммуникацию с одноклассниками и так далее и тому подобное.
Почему тьютор так востребован сегодня?
Почему же потребность в тьюторах так высока сегодня?
Во-первых, это связано с тем, что вступивший в силу закон «Об образовании», а также специальные ФГОСЫ для детей с ОВЗ законодательно закрепили необходимость обучать абсолютно всех детей. И более того, родитель более не обязан искать для своего особенного ребенка особенную школу. Закон (в частности ст. 44 Закона № 273) дает родителю возможность выбирать образовательную организацию, в которую будет ходить ребенок. Это может быть и самая обычная школа рядом с домом. У нас больше нет необучаемых детей. И нет никаких законных оснований для школы отказать ребенку в приеме на основании его «особенности».
Благодаря этому замечательному положению Закона школы столкнулись с совершенно
новой для них ситуацией. И это можно сравнить только с «шоковой терапией» в экономике.
Несмотря на все бравурные рапорты чиновников от образования, школы в подавляющем
большинстве оказались не готовы к этому – прежде всего, в силу отсутствия навыков, опыта, а зачастую и желания включать особенного ребенка в свой класс. Нередко приходится слышать от коллег-учителей, что они поддерживают идею инклюзии, но не хотят, чтобы особенные дети приходили в их собственный класс. И многие из них по-прежнему верят, что если «надавить» на родителей, на администрацию, то проблема исчезнет сама собой. Поэтому очень часто родители слышат от школы: без тьютора мы не будем учить вашего ребенка в классе, мы не знаем, как с ним работать, у нас и без того большая нагрузка, он будет мешать обычным детям.
Во-вторых, школы (даже коррекционные) зачастую впервые столкнулись с такой
проблемной категорией детей, как дети с эмоционально-волевыми и поведенческими
проблемами – а это практически все дети с РАС. Родители детей с аутизмом более не готовы
мириться с перспективой обучать ребенка в отрыве от детского коллектива (на дому или в
форме семейного образования),.
Факты, исследования и мировой опыт свидетельствуют о том, что включение ребенка в среду сверстников существенно повышают качество его обучения и способствует преодолению многочисленных коммуникативных барьеров, мешающих ребенку
с аутизмом стать частью общества.
Еще один фактор, который приводит к повышению спроса на услуги тьютора, —
фактическое отсутствие системы ранней помощи. Нередко диагноз ребенку (например, ребенку с РАС) ставят в возрасте 5-6 лет, а то и перед школой, что, безусловно, уменьшает шансы реабилитировать ребенка до того уровня, когда ему не потребуется специальное
сопровождение. И даже если ребенок получал помощь, то обычно объем ее в государственной системе детских садов бывает недостаточен. Дети с серьезными нарушениями поведения обычно посещают группу «Особый ребенок» (стандартная норма – 3 часа 3 раза в день), где у них нет шансов сформировать необходимые базовые навыки. А включение ребенка в комбинированную (инклюзивную) группу, где он мог бы получить необходимый опыт, затруднено еще и тем, что услуги тьютора в детских дошкольных учреждения не предусмотрены нормативными актами. В частности такой единицы нет в Приказе № 1014 Министерства образования, регулирующем правила организации процесса в ДОУ. По информации на март 2017 года, изменения в данный Приказ будут внесены, но пока мы имеем то, что имеем. Если у ребенка и есть тьютор в саду, то он зачастую оплачивается из родительского кармана или тьютором (разумеется, без оплаты) является родитель ребенка.
Как следует из всего вышесказанного, тьютора считают чуть ли не волшебником,
который придет и превратит неудобного для системы образования ребенка-бяку в
удобоваримую для сада/школы единицу.
Какие задачи стоят перед тьютором?
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
«Что ты с ней носишься, сидела бы дома»
По дороге на горку Вика съедает столько снега, что хватило бы на снеговика, говорит ее мама Аня. Вика очень любит горки, но мама смущается от того, что зимой Вика ест снег. А летом ест песок. Если не давать ей это делать, брать за руку, останавливать, она психует и вырывается. Гулять одной с Викой маме трудно, без папы было бы совсем невозможно, но и папе не нравится, что на них смотрят люди.
— Психика наша иногда не выдерживает, — объясняет Анна.
Вике шесть лет, у нее аутизм. Она не говорит, ей трудно находиться в незнакомых и многолюдных местах, например в транспорте или на утренниках (поэтому родители не ездят с ней в автобусах и не ходят на праздники), испугавшись или переутомившись, она может начать кричать.
С Анной нам удается пообщаться только по телефону, когда она специально выходит из дома на мороз, чтобы Вика не отбирала телефон. Телефоны она тоже очень любит, как и горки, и до того, как сломался мамин сенсорный, сама включала себе мультики. Сейчас мультиков у Вики меньше — Анна считает, что от избытка мультиков Вика еще больше нервничает.
Гораздо полезнее Вике были бы занятия со специалистами — дефектологом, логопедом, психологом. Регулярные доступные занятия могли бы помочь Вике обрести способ общаться с людьми, пусть даже не словами, а альтернативными способами. Но в селе Знаменском Омской области, где живет Вика с родителями, подходящих специалистов нет — ни в детских садах, ни где бы то ни было еще. Анна и Вика ездят в соседний город Тару — час туда, час обратно. Тяжело. Смена обстановки Вике трудно дается.
— Мне говорят: «Что ты с ней носишься, ходишь везде, сидела бы дома с такимребенком», — пересказывает Анна слова тех, к кому она обращалась за помощью для Вики.
Дома сидеть Анна не может, да и Вика не должна. Во-первых, зарплата у Анны больше, чем у мужа, и она в семье, получается, кормилец. Во-вторых, Вика, несмотря на ограниченные возможности здоровья, имеет право на образование, в том числе на дошкольное, это закреплено в статье 43 Конституции РФ. Да и в садике ей нравилось.
Но право на посещение детсадов и школ детям с инвалидностью часто приходится отстаивать с помощью юристов — и Вике пришлось.