Как начислять штрафы и пени в программе 1С

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как начислять штрафы и пени в программе 1С». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Существуют два способа, позволяющие оперативно провести начисление штрафов в ПФР и другие органы (проводки) или же пеней. Это ручная операция или применение документа «Начисление пеней».

Способы начисления штрафов и пеней в программе 1С 8.3

Если говорить о начислении штрафа за несвоевременную сдачу отчётности проводки и пеней по налогам, то тут необходимо выполнить всё вручную. Алгоритм действий простой. В меню программы необходимо зайти во вкладку «Операции», в ней найти «Бухгалтерский учёт», а после выбрать пункт «Операции, введённые вручную». После потребуется создать и правильно заполнить документ:

  • указать необходимые данные — название организации, дату проводки;
  • выбрать счёт — 99.01.1 или 91.02 (дебет), в случае же кредита — тот, по которому начисляют пеню;
  • ввести по форме аналитику и сумму операции;
  • в специальном поле расшифровать суть операции.

После всех манипуляций нужно нажать на кнопку «Записать и закрыть». В случае начисления пени счёт выбирается в зависимости от того, по какому из налогов — налог на прибыль, НДС, НДФЛ, другие — есть задолженность. Процентная ставка пени разнится. Для юрлица она зависит от срока просрочки — за 30 календарных дней она составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а уже начиная с 31-го дня — 1/150 ставки. А вот физлицам и ИП выставлена другая процентная ставка на все случаи — 1/300.

Автоматическое начисление пеней потребует использования документа, который так и называется в программе — «Начисление пеней». Этот документ легко отыскать в меню. Сначала нужно зайти во вкладку «Продажи», а после выбрать «Расчёты с контрагентами» и непосредственно «Начисление пеней». В документ нужно внести все данные, включая ставку, период расчёта. Также важно и то, что правильный счёт для такой операции — 76.02 («Расчёты по претензиям»). Печатная форма — заключительный этап работы.

Важно: формула расчёта пени стандартная: сумма долга * количество дней просрочки * ставка пени = 5000 * 7 * 0,05% = 17,5 рублей.

Проводки АШ за нарушение налогового законодательства

Налоговая вправе наложить АШ за:

  • непредставление налоговой декларации в срок;
  • несоблюдение порядка представления декларации в электронном виде;
  • грубое нарушение правил учета;
  • ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет;
  • представление налоговым агентом недостоверных сведений в налоговый орган;
  • неполную уплату сумм налога и др.

Например, учет АШ за несвоевременную или неполную уплаты налога (пеней) зависит от вида налога.

Только по налогу на прибыль (аналогичным налогам ЕСХН, УСН) АШ относят на счет 99 на дату вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности, вот бухгалтерские проводки штрафа за административное правонарушение в данной ситуации:

Дебет

Кредит

Описание

99

68

Начислен АШ за нарушение налогового законодательства по налогу на прибыль

68

51

Оплачен АШ за нарушение правил налогообложения

Сфера применения Рекомендации Р-64/2015

В целях применения Рекомендации Р-64/2015 под фискальными санкциями понимаются штрафы, пени и другие аналогичные обременения, налагаемые государством на организацию в связи с несвоевременной или неполной уплатой ею налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, а также другими нарушениями законодательства, регулирующего уплату таких платежей.

Исходя из этого определения может сложиться впечатление, что высказанная специалистами БМЦ позиция распространяется на фискальные санкции, связанные только с налогами, и не касается санкций по страховым взносам, ведь они уплачиваются не в бюджет (как сказано в определении), а во внебюджетные фонды. Однако это не так. Положения Рекомендации Р-64/2015 применимы и в отношении пеней и штрафов по страховым взносам, о чем свидетельствует формулировка абз. 6 разд. «Основа для выводов» данного документа.

Порядок отражения санкций в бухгалтерском учете определяется двумя обстоятельствами. Первое — согласна организация с наложением на нее фискальной санкции или нет. Второе — вид налога или сбора (иного аналогичного платежа в бюджет), в отношении которого на организацию наложена санкция.

Организация планирует оспаривать наложенную государством санкцию

Несогласие с наложением пени и штрафа и намерение добиться отмены соответствующего решения налогового органа или внебюджетного фонда не означают, что бухгалтеру не нужно предпринимать никаких действий до разрешения спорной ситуации в досудебном и (или) судебном порядке. Если организация предпринимает действия по оспариванию фискальной санкции, такая санкция признается исходя из соответствия условиям признания оценочных обязательств, установленных ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» . Иными словами, организация должна оценить, возникает ли у нее обязанность признания оценочного обязательства.

Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.

Напомним, что в силу п. 5 ПБУ 8/2010 такая обязанность возникает, если:

  • вероятно уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства (в связи с обязанностью уплаты фискальных санкций);
  • величина оценочного обязательства (размер предстоящих расходов на уплату санкций) может быть обоснованно оценена.

Правонарушение по неполной уплате или общей неуплате налога совершено впервые

Ответ на вопрос, является ли смягчающим обстоятельством тот факт, что налогоплательщик впервые не уплатил налог или уплатил его в меньшем размере, также неоднозначен.

В одном случае суды считают, что если налоговое правонарушение совершено впервые, то его можно считать смягчающим обстоятельством при привлечении к ответственности за неполную уплату или неуплату налога. Такие аргументы содержатся, в частности, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 № Ф06-8342/2016 по делу № А72-1808/2015, ФАС Поволжского округа от 26.03.2014 по делу № А72-6157/2013 и ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2014 по делу № А32-26775/2011.

В другом случае арбитры убеждены, что налоговое нарушение таковым является даже в том случае, если оно совершено впервые. Налоговый кодекс РФ в пп. 3 п. 1 ст. 112 не называет такие случаи в перечне смягчающих обстоятельств при неуплате налогов.

Эти доводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2012 по делу № А78-7098/2011 (определением ВАС РФ от 13.11.2012 № ВАС-14171/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и ФАС Поволжского округа от 13.09.2011 по делу № А55-25957/2010.

Отображение налоговых штрафных санкций в бух.учете

Для отображения понесенных затрат, которые возникают при начислении штрафов и пени, используется счет 99 Прибыль и убытки. Для удобства он разбивается на два субконто – пеня и штраф. Дебет этого счета корреспондирует с соответствующим налоговым платежом, который отображается по кредиту счета 68 и 69.

Бытуют мнения в бухгалтерских кругах, что для отображения начисленных пеней и штрафов можно также использовать счет 91 Прочие расходы. Однако в таком случае возникает постоянное налоговое обязательство, что несколько усложняет сам процесс их учета.

Кроме того, если начисленные пени и штрафы будут отображаться на 91 счете, то это приведет к снижению налогооблагаемой базы и нарушит подлинность предоставления информации, отображенной в финансовых показателях организации.

Важно! Признанные в бухгалтерском учете пеня и штрафы не имеют своего отображения в налоговом учете, поэтому никак не уменьшат ваше налоговое обязательство

Если организация собирается оспорить решение по проверке

В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?

Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.

Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).

Срок уплаты неустойки

Предприятия выплачивают штраф по собственной инициативе или же по требованию государственных органов. Если выплату начисленных пеней по налогу затребовала ИФНС, то ее необходимо осуществить в течение 8 дней от получения требования, если не установлено иное. При пропуске дедлайна на вашем счету будет заблокирован эквивалент задолженности.

Но не следует дожидаться запроса и стоит уплатить пени добровольно, рассчитав сумму самостоятельно по вышеприведенным формулам или выяснив размер из сверки с налоговой.

Компания «Азбука учета» поможет вам в процессе оплаты пеней. Мы оформим документы по запросу налоговых органов, отправим заявку на сверку, подготовим справку о расчетах с бюджетом. Лучше всего обратиться к нам заранее. Широкий спектр наших услуг позволит избежать нарушений и уложиться в отведенный срок.

Понятие и бухгалтерский учет

Согласно действующему налоговому законодательству, под пенями понимаются платежи, которые учреждение должно погасить в качестве обеспечения в случае наступления просрочки уплаты по своим обязательствам (п. 1 ст. 72 НК РФ). Такая неустойка начисляется, если организация нарушила срок оплаты налогового (в том числе и авансового) платежа, взноса, сбора (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Санкции начисляются за каждый календарный день просроченного платежа. Момент начала — день, следующий за законодательно установленным сроком перечисления. Расчет ведется за весь период просрочки, включая дату погашения. Неустойки образовываются и за нарушенный порядок оплаты за поставленный товар, выполненные работы или оказанные услуги, предусмотренный договорными отношениями.

Пени по НДС, проводки

Те организации и ИП, которые являются плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны рассчитаться с бюджетом по итогам отчетного квартала тремя равными платежами: не позднее 25 числа каждого из 3-х месяцев, следующих за этим периодом. Таким образом, к начислению пеней по НДС может привести любое из нарушений дат, а также занижение суммы налога, которую необходимо было заплатить в 1 или 2 месяце. Разумеется, если плательщик выполнит свою задачу авансом, то есть перечислит, например, в 1 месяце 2/3 положенной суммы, во втором – оставшуюся треть, а в третьем ничего платить не будет, пени ему не грозят. Тем не менее, если нарушение по суммам и срокам допущено, то пеней ему, к сожалению, не избежать.

Расчеты по НДС в учете отражаются по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для данного налога, как правило, открывают субсчет 68-02. Пени при этом целесообразно будет выделить также на отдельный субсчет либо же отразить их с отдельной аналитикой, чтобы отделить их от основной суммы налога, а также от возможных штрафов.

Для самого начисления пени по НДС проводка будет идентичная: Дебет 99, субсчет «пени» — Кредит 68-02.

Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов

Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:

  • решения по результатам проведенной проверки;
  • требования об уплате налогов (взносов).

Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который План счетов бухучета рекомендует на счете 99. Однако не будет нарушением и использование для этой цели счета 91 (допускающего расширение перечня перечисленных в Плане счетов бухучета прочих расходов) при условии отделения их в аналитике от штрафных санкций, начисляемых в пользу контрагентов. Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.

Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.

Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:

  • Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
  • Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.

Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов.

Отражаемые в учете санкции в виде пеней и штрафов возникают:

  • в отношениях между контрагентами в связи с нарушением договорных взаимоотношений;
  • при несоблюдении требований налогового законодательства.

И в том, и в другом случае конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей по санкциям. То есть проводки по штрафам и пеням отразят у него в учете либо расход, либо доход:

  • по расчетам с контрагентом — Дт 91 Кт 76 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход);
  • по налоговым платежам — Дт 99 (91) Кт 68 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход).

Аналитику учета следует организовать по контрагентам и претензиям (для счета 76), видам налогов и санкций (на счете 68), назначению санкций (на счете 91).

Согласно положениям фискального законодательства, пени нельзя отнести к штрафным санкциям, так как их размер не имеет конкретного и постоянного значения ( ст. 114 п. 2 НК).

Это означает, что сумма наказания постоянно изменяется и исчисляется, как произведение просроченной задолженности и 1/300 ставки рефинансирования, утвержденной Центробанком России. Если отражать начисление пеней по налогам проводкой на сч. 91, то при составлении отчетности придется вычленять суммы начисленных неустоек в ФНС, так как неустойку по фискальным платежам нельзя учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу.

Отметим, что при исчислении неустоек по договорам, например, за нарушение сроков поставки или оплаты товаров, работ, услуг, данные затраты отражаются на 91 бухсчете. Также 91 счет следует применять при начислении штрафов от ФНС.

Итак, проводки по начислению штрафа налоговой инспекции:

Дебет 91.02 Кредит 68 или 69, с указанием соответствующего субсчета — начислены штрафы.

Дебет 68, 69 Кредит 51 — произведена оплата в бюджет.

Если компания решила относить издержки по оплате фискальных Н/П на 91 бухсчет с последующим вычленением этих сумм перед составлением отчетности, то составляйте бухгалтерские записи в аналогичном порядке.

Должен ли бухгалтер самостоятельно начислять пени и штрафы, если имеется задолженность по срокам сдачи отчетности и по уплате налогов, сборов и страховых взносов?

Действующее законодательство не обязывает налогоплательщика самостоятельно исчислять суммы штрафа за несвоевременное предоставление налоговой отчетности.

Дела о налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ), выявленных вне рамок налоговых проверок в ходе иных мероприятий налогового контроля, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ (п. 2 ст. 100.1 НК РФ).

При обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение (п. 1 ст. 101.4 НК РФ).

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 4 ст. 101.4 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщик оплачивает штраф за несвоевременное предоставление налоговой отчетности в налоговый орган только на основании акта, полученного из налогового органа.

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет:

  • взыскание штрафа в размере 5 % от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей (ст. 119 НК РФ);
  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей (ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Статья 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования» устанавливает ответственность плательщика страховых взносов за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в виде штрафа:

  • в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей (при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ);
  • в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей (за непредставление отчета в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока представления такого расчета).

Аналогичная норма установлена статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В отличие от штрафа, пени следует начислять и уплачивать самостоятельно, не дожидаясь, пока налоговые органы взыщут их в принудительном порядке.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить денежную сумму — пени (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Согласно пункту 11 Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Расходы организации“ ПБУ 10/99» (далее — ПБУ 10/99) в бухгалтерском учете должника уплачиваемые неустойки (штрафы, пени) за нарушение договорных обязательств включаются в состав прочих расходов.

В соответствии с пунктом 14.2 ПБУ 10/99 штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией. После признания (присуждения) неустойки должник относит ее на увеличение прочих расходов и в том же отчетном периоде делает бухгалтерскую запись на соответствующую сумму:

Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 76-2 «Расчеты по претензиям» — отражены штрафные санкции за нарушение договорных обязательств, присужденные судом или признанные организацией.

Погашение задолженности перед кредитором оформляется бухгалтерской записью:

Дебет 76-2 «Расчеты по претензиям» Кредит 51 «Расчетные счета» — оплачены штрафные санкции за нарушение договорных обязательств.

Пример

(для упрощения примера все расчеты приведены без НДС)

01.02.2019 организация «А» (продавец) отгрузила компании «Б» (покупатель) партию товара на сумму 260 тыс. руб. Согласно условиям договора оплата за товар должна быть произведена не позднее 03.04.2019, за просрочку платежа предусмотрена неустойка в размере 0,3% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки. Компания «Б» оплатила товар 10.04.2019, тем самым нарушив условия договора.

В бухучете компании «Б» данные хозяйственные операции были отражены следующим образом:

01.02.2019

Дебет 41 «Товары» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 260 тыс. руб. — приняты товары к учету.

10.04.2019

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» — 260 тыс. руб. — отражена оплата за товар.

Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 76-2 «Расчеты по претензиям» — 5460 руб. (260 тыс. руб. х 0,3% х 7 дней) — отражена неустойка за просроченный платеж за приобретенные товары.

Дебет 76-2 «Расчеты по претензиям» Кредит 51 «Расчетные счета» — 5460 руб. — перечислена сумма неустойки.

Следует иметь в виду, что при отсутствии в договоре поставки условия о неустойке за просрочку исполнения денежного обязательства пострадавшая сторона может требовать уплаты ей процентов по статье 395 ГК РФ, а также возмещения причиненных убытков. Однако в такой ситуации пострадавшая сторона должна предварительно доказать факт причинения убытков.

Если в договоре поставки нет соглашения о неустойке за нарушение неденежных обязательств, то покупатель не вправе требовать уплаты процентов, а может рассчитывать только на возмещение убытков, которые ему придется предварительно доказать.

Как уже было отмечено, в отсутствие договорной неустойки пострадавшая сторона вправе требовать выплаты законной неустойки. Если же на момент возникновения конфликта между партнерами законная неустойка утратила силу, то пострадавшая сторона вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.

Заметим, что неустойка как способ обеспечения обязательства фактически может быть применена к любому из обязательств, возникающих у сторон по договору поставки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *